Пустые полки в нефтяном раю: экономические последствия изоляции Катара

Доха, Катар, 6 июня
Государство Катар оказалось в политической и экономической изоляции соседних государств, решивших не только разорвать дипломатические отношения с Дохой, но и ввести транспортную блокаду эмирата, на 90% зависящего от импорта. Ограничительные меры распространяются на воздушное сообщение — катарское направление заморозили крупнейшие авиакомпании региона, морскую навигацию — порты Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) отказываются принимать суда под флагом Катара, а также наземное сообщение — закрыт наземный пограничный пункт с Саудовской Аравией.
В очереди домой
Как свидетельствуют пользователи социальных сетей, на пограничном терминале "Абу Самра" (Саудовская Аравия) образовалась многокилометровая пробка из тысяч автомобилей, как легковых, так и грузовых. Согласно решению властей королевства, катарцы должны вернуться на родину в течение 14 дней, начиная с 5 июня. Аналогичные предписания касаются подданных Саудовской Аравии, которым отныне закрыт путь в соседнее государство.
Проезд как в Катар, так и из него также запрещен. До санкций пограничный пункт ежедневно принимал от 600 до 800 большегрузных автомобилей с саудовскими и эмиратскими товарами, пассажиропоток только за первый месяц 2017 года превысил 320 тыс. человек.
Без саудовских и эмиратских продуктов
Как сообщает газета "Аль-Иктисадия", Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты входят в пятерку крупнейших поставщиков потребительских товаров в Катар. От общего объема ввозимых товаров этой категории на королевство приходится 40%, ОАЭ — порядка четверти. По информации саудовских СМИ, после объявления о введении транспортного эмбарго в минувший понедельник подданные и резиденты Катара начали массово скупать импортные продукты впрок, опасаясь роста цен. В первую очередь ажиотажный спрос вызвали замороженные продукты, мясо, молочные продукты, крупы, питьевая вода.
Правительство Катара заявило, что власти сделали все необходимое, чтобы решение соседних государств не повлияло на жителей Катара. В эфире саудовских и эмиратских спутниковых телеканалов второй день подряд транслируются видеозаписи, на которых видны опустевшие полки магазинов и метровые очереди. Как отмечают ближневосточные эксперты, в новых условиях Катар вынужден будет искать альтернативных поставщиков, эту роль могут взять на себя Иран, Турция, страны ЕС и Юго-Восточной Азии.
При этом в Министерстве экономики и торговли Катара опровергли слухи о дефиците продуктов. "Импорт всех продуктов и потребительских товаров продолжается из других источников и стран, — говорится в заявлении ведомства. — Большая часть товаров импортируется в Катар посредством авиа- и морского сообщения. Овощи доставляются из Индии и Багладеш, мясные продукты поставляет Австралия".
Отток капитала
По данным общеарабской газеты "Аш-Шарк аль-Аусат", из-за решения государств Залива о прекращении отношений с Катаром страну ожидает отток капитала на миллиарды долларов. В первую очередь это касается саудовских компаний, которые неизбежно свернут свою деятельность в эмирате.
Как отмечает издание, в катарский рынок вовлечены 388 саудовских предприятий. Они задействованы в том числе в возведении инфраструктурных объектов в рамках подготовки Катара с чемпионату мира 2022 года. С закрытием границы с Саудовской Аравией большая часть материалов, необходимых для строительства спортивных сооружений, окажется недоступна эмирату.
Читайте также
Конфликты Катара со странами Ближнего Востока. Досье

При этом региональная пресса отмечает, что отказ от торговых сделок с Катаром окажет незначительное влияние на товарооборот стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, достигающий $80 млрд.
Авиасообщение
С сегодняшнего дня Саудовская Аравия, а также ОАЭ и Египет полностью закрыли свое воздушное пространство для катарских самолетов и отменили полеты своих авиаперевозчиков в Доху. Управление гражданской авиации Саудовской Аравии аннулировало действие лицензии катарской авиакомпании Qatar Airways и объявило о закрытии всех офисов национального авиаперевозчика эмирата в стране. В компании, в свою очередь, заявили, что введенные меры не повлияют на ее работу. Запрет соседних государств, по мнению экспертов, а также запрет на пролет над Сирией и Ираком увеличат длительность полетов из Катара в страны Европы как минимум в два раза, что может привести к оттоку клиентов катарских авиалиний, обеспечивающих до 30% от госдохода эмирата.
Накануне восемь государств — Бахрейн, ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет, Йемен, временное правительство Ливии, Мальдивская Республика и Республика Маврикий — объявили о разрыве дипотношений с Катаром из-за поддержки Дохой терроризма и экстремистской идеологии, его враждебной политики и вмешательства в дела арабских государств. В Дохе заявили, что сожалеют о принятом соседними странами решении и считают его необоснованным.
Павел Прокофьев



