Вступивший в силу в Польше обновленный закон о декоммунизации, который предусматривает снос памятников и мемориалов, символизирующих коммунизм или другой тоталитарный строй, может затронуть и, скорее всего, затронет установленные в стране памятники Красной армии. В законе прямого указания на мемориалы красноармейцев нет и формально пока нет ясности, как события будут развиваться в ближайшие недели и месяцы.
Тем временем роль главного консультирующего органа, мнением которого могут руководствоваться власти на местах, в законе отведена Институту национальной памяти (ИНП) Польши. Его эксперты считают, что к пропагандирующим коммунизм относятся около 230 памятников Красной армии в стране. Да и официальные власти в республике неоднократно заявляли, что установленные вне кладбищ и мест захоронения мемориалы должны быть устранены.
При этом в Польше делают вид, что подписанные страной с Россией соглашение о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий от 22 февраля 1994 года, а также договор о дружественном и добрососедском сотрудничестве от 22 мая 1992 года, которые обязывают стороны вести учет и заботиться о сохранности всех обнаруженных мест памяти и захоронений, в данном случае не действуют.
Памятники вне кладбищ они считают символическими, напоминающими о коммунистическом периоде в истории республики, о котором, согласно новой исторической политике Варшавы, следует поскорее забыть. В принятой в стране в последнее время трактовке утверждается, что Красная армия принесла Польше не освобождение от фашизма, а новую оккупацию, поэтому монументы в честь погибших в боях за освобождение Польши от фашизма 600 тыс. красноармейцев следует снести.
Юристы считают иначе
Польское мемориальное общество "Курск", которое уже несколько лет занимается восстановлением в республике советских мемориалов и воинских захоронений, заказало юридическую экспертизу, касающуюся принятых поправок и возможности сноса на их основании памятников Красной армии.
"Выводы юристов однозначны - при данном тексте закона это [снос] невозможно, это будет нарушением права", - сообщил лидер "Курска" Ежи Тыц. "Чтобы снести памятник, нужно доказать, что он действительно пропагандирует, восхваляет, символизирует коммунизм", - указал он, подчеркнув, что это невозможно.
В этой связи нужно понимать, что в законе нет четкой формулировки, напрямую указывающей на памятники благодарности Красной армии. "У нас уже нет памятников, пропагандирующих коммунизм. Закон написан так, что, в соответствии с правом, никакой памятник Красной армии не может быть снесен за исключением случая, если они докажут в суде, что этот объект влияет, к примеру, на рост числа коммунистов в республике. Это невозможно", - констатировал лидер "Курска".
Растерянность неравнодушных
После вступления закона в силу слово будет за органами местного самоуправления. Региональные власти будут принимать решения о судьбе памятников, установленных на их территории. Уже сейчас есть места, где власти официально заявляют, что они не намерены сносить мемориалы.
"Другие под давлением Института национальной памяти или локальных деятелей, связанных с партией власти, будут эти памятники сносить. Много и тех, кто не знает, что делать", - считает Тыц.
"Мы не думаем, что сразу после 21 октября по всей стране разъедутся бульдозеры с целью разрушения 250 памятников. Такого не будет", - констатировал он. "По моим наблюдениям, органы местного самоуправления настроены не так решительно, как представители ИНП. Люди хотят эти памятники спасти", - добавил он, подчеркнув, что им приходится сталкиваться с давлением ИНП, который "получил политическую задачу ликвидировать эти объекты и не принимает никакие другие предложения".
"Наша роль заключается в том, чтобы в ситуации, когда спасти памятник уже будет нельзя, по крайней мере не допустить его полного разрушения. Есть цивилизованные способы. Можно, например, спасти монумент, дав ему статус музейного экспоната, исторического объекта. Нужна только добрая воля и желание действовать", - отметил лидер "Курска".
Влияние на российско-польские отношения
После принятия нового закона МИД России назвал этот шаг сознательной провокацией и заявил, что она не останется без последствий. В свою очередь Совет Федерации обратился к президенту РФ с просьбой дать поручения профильным ведомствам разработать предложения по возможным ограничениям в отношении Польши.
В Польше прекрасно понимают, как предстоящий массовый демонтаж памятников Красной армии может отразиться на отношениях с Россией. В ходе голосования в Сейме только семь парламентариев выступили против новых норм. По словам одного из них - депутата от Польской крестьянской партии, бывшего министра сельского хозяйства и развития деревни Марека Савицкого, "ухудшить российско-польские отношения еще больше нельзя". "Достигнут определенный уровень, после которого следующим этапом может быть только война", - констатировал он.
"Памятники не должны быть жертвами ухудшающихся отношений", - считает депутат Ежи Мейштович от партии "Новочесна", пять представителей которой голосовали против введения в законодательство страны норм, которые могут повлечь за собой демонтаж мемориалов в честь красноармейцев.
"После стольких лет все эти вопросы можно решить по-другому. Это должно происходить на основании сотрудничества и уважения к местам памяти, так как это история и нет никакого смысла в том, чтобы вскрывать зажившие раны", - подчеркнул депутат, выразив надежду, что "даже если этот закон вступит в силу и сможет использоваться для действий такого типа (сноса памятников - прим. ТАСС), наступит отрезвление и понимание, что такая острая реакция и такая деятельность может испортить наши взаимоотношения, которые сейчас не самые хорошие".
По словам независимого депутата Сейма Януша Саноцкого, борьба с памятниками Красной армии в Польше - это лишь инструмент. Как считает парламентарий, подавляющее большинство политиков и СМИ в Польше намеренно стараются подогревать атмосферу конфликта между Россией и Польшей, указывая лишь на негативные моменты в совместной истории, утверждая, что РФ представляет для республики угрозу.
Эта политика, по его мнению, ориентирована на управление эмоциями электората, направлена на достижение внутриполитических целей. "Я убежден, что между поляками и россиянами нет никаких конфликтов и есть возможность построить хорошие отношения с выгодой для обеих стран", - констатировал Саноцкий.
Причины
Новая историческая политика Польши опирается на распространение в обществе мнения о том, что Красная армия изгнала гитлеровцев из республики только потому, что она расположена на пути к Берлину. Как подчеркнул в одном из выступлений посол РФ в Польше Сергей Андреев, сейчас в стране принято считать, что одна оккупация сменила другую, что "полякам был навязан чуждый социалистический режим, они подверглись сталинским репрессиям - поэтому якобы надо "освобождаться от чувства ложной благодарности" к Советскому Союзу и Красной армии, и если "советская оккупация" и была "меньшим злом" по сравнению с гитлеровской, то это же не причина для того, чтобы сохранять памятники в ее честь?"
По словам Андреева, "для России подобное переформатирование исторической памяти неприемлемо, а "война с памятниками" воспринимается как откровенная политическая провокация". "Мы неоднократно предупреждали польскую сторону, что для российского народа покушение на память о советских воинах-освободителях будет тяжелым оскорблением, которое не может не сказаться на перспективах наших отношений. Те, кто эту кампанию инициировал и продвигает, несомненно, хорошо понимают последствия своих действий и тем не менее упорно двигаются дальше по этому пути", - констатировал он.
"Усилиями польской стороны наши двусторонние отношения уже низведены до такого уровня, что дальше их ухудшать особо и некуда, "война с памятниками" - это своего рода "задел на будущее", чтобы максимально осложнить нормализацию между нами", - добавил посол.
Существует также точка зрения, что развернутая в Польше война с памятниками благодарности Красной армии связана с укреплением НАТО в странах на востоке альянса. Отмечается, что происходящее сейчас вокруг памятников в Польше - это часть информационной войны, связанной с размещением на польской территории американских войск, что вступает в диссонанс с наличием в стране мемориалов в честь советских воинов-освободителей.
Ирина Полина