20 ноября 2017, 07:46

Четвертый срок правления Меркель под угрозой после срыва коалиционных переговоров

Канцлер ФРГ Ангела Меркель. EPA-EFE/ FELIPE TRUEBA
Канцлер ФРГ Ангела Меркель
Наиболее вероятным вариантом развития событий представляются перевыборы в Бундестаг, которые ни разу не проводились за всю послевоенную историю Германии

Длившиеся больше месяца переговоры о формировании правительства Германии провалились в ночь на понедельник после того, как Свободная демократическая партия (СвДП) отказалась продолжать консультации. После этого потенциальное правительство с участием оставшегося консервативного блока из Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) Ангелы Меркель и "зеленых" потеряло шансы получить большинство в Бундестаге.

Теоретически формирование правительства меньшинства остается возможным, но не укладывается в политическую традицию послевоенной Германии. Таким образом, можно констатировать, что Меркель практически утратила возможность стать канцлером в четвертый раз. А учитывая, что одной из самых спорных тем консультаций было ограничение миграции, вполне можно сказать, что политическое будущее Меркель хоронит ее же миграционная политика.

Демарш либералов

Изначально планировалось, что зондирующие переговоры столь различных по политическим взглядам партий - консерваторов, "зеленых" и либералов - завершатся еще 16 ноября. Этот срок поставила еще в начале месяца сама Меркель, посчитав, что для потенциальной коалиции под названием "Ямайка" (по цветам партий, совпадающим с цветами флага островного государства в далеком от Берлина Карибском море) четыре недели - достаточный период. Однако обозначенную красную линию не пересечь все же не удалось, и игроки продлили переговоры до конца недели.

Лидеры партий встретились в воскресенье утром в центре Берлина в представительстве федеральной земли Баден-Вюртемберг и заседали более 12 часов. На кону был фактически единственный вопрос, каким бы многогранным он ни был: есть ли между сторонами доверие и согласие по базовым вопросам, которое позволило бы перейти непосредственно к написанию коалиционного соглашения и к распределению министерских портфелей.

Однако под давлением установленных Меркель сроков партнеры в итоге и разругались. Первыми консультации покинули свободные демократы, которые многими с самого начала рассматривались как "естественные партнеры" консерваторов. Выйдя к журналистам, лидер СвДП Кристиан Линднер заявил, что к компромиссу прийти не удалось.

"Мы были бы вынуждены отказаться от наших принципов и от того, что мы отстаивали, поэтому лучше не править, чем править неправильно", - сказал он. "Оказалось, что у четырех партий нет общего видения развития страны и общей базы доверия, которая была бы основой стабильного правительства, - отметил Линднер. - Мы не знаем, с какими вызовами столкнутся Германия и Европа в будущем, но если мы по очевидным вопросам не можем определить позиции, то что говорить о будущем".

Исторический день для Меркель

Лидер ХДС решила выйти к прессе лишь через час после того, как свободные демократы похоронили ее надежды на скорое формирование правительства. Этот день она назвала историческим для Германии, хотя, по всей видимости, понимала, что он может стать таковым и для нее. Но, оставаясь верной себе, Меркель предпочла начать с успехов и рассказала о том, что позади оказались четыре недели переговоров, "которые были весьма интенсивными", а ее блок ХДС/ХСС "до последнего пытался найти решение". "С нашей точки зрения, мы достигли многого, что могло бы укрепить стабильность нашей страны", - заявила явно напряженная Меркель.

"Но мы должны оперировать фактами, а факт заключается в том, что мы не смогли довести переговоры до успешного завершения", - в итоге признала она, пообещав, что уже в понедельник утром проинформирует о провале главу государства - президента Франка-Вальтера Штайнмайера, который лишь пару дней назад призывал партии сделать все, чтобы сформировать коалицию и избежать перевыборов. "Я предоставлю ему информацию, после этого мы поймем, как дела будут развиваться дальше", - сказала Меркель.

Поддержать ее попытался лидер баварского ХСС Хорст Зеехофер, под которым после провала партии на выборах в Бундестаг тоже зашаталось кресло. "Мы четыре недели напряженно работали. СвДП вышла из переговоров, это означает дополнительные затраты для ФРГ, поскольку, несмотря на стоящие перед нами серьезные вызовы, мы не смогли сформировать правительство", - заявил он, явно говоря уже у затратах на проведение повторных выборов. При этом баварский политик заметил, что по большинству проблемных вопросов сторонам удалось сблизить позиции.

"И по сложному вопросу миграции решение было бы возможно, - пытался убедить журналистов Зеехофер. - Тем более жалко, что не удалось свести позиции, хотя это было столь достижимым".

Конституционные рамки

Одним из наиболее вероятных сценариев развития событий теперь является проведение новых выборов в Бундестаг. Однако на пути к очередному голосованию необходимо проделать несколько шагов.

Во-первых, президент должен выставить в Бундестаге на голосование кандидатуру нового канцлера. Как правило, претендентом на эту должность является лидер победившей партии, в данном случае председатель ХДС Ангела Меркель. Если она набирает половину голосов (что оказалось бы простой формальностью, если бы партиям удалось до этого договориться о формировании правящей коалиции большинства), то становится канцлером в четвертый раз.

В ином случае у парламентариев есть две недели, чтобы избрать канцлера из своих рядов, который получил бы поддержку большинства. При этом число кандидатов и количество голосований формально не ограничены. Если же и в рамках этой процедуры никто не получает большинство голосов, то кандидатом в канцлеры становится набравший больше всех голосов депутат.

И в этот момент в игру вступает президент страны. Он может либо назначить получившего максимальную поддержку парламентария канцлером, либо распустить Бундестаг и назначить перевыборы, которые должны состояться в течение 60 дней.

За всю послевоенную историю Германии ни разу в стране не проводились перевыборы. Никогда у власти не находилось и правительство меньшинства. Такая конструкция чрезвычайно неустойчива, поскольку все принимаемые правительством законы должны одобряться Бундестагом, в котором у кабинета министров нет большинства. Это попросту может привести к параличу исполнительной власти.

Закат эпохи Меркель?

При любом раскладе главным проигравшим остается Меркель. Коалиционные переговоры с "зелеными" и СвДП она строила с позиции лидера, и в итоге провал больнее всего ударит именно по ней и консерваторам, и без того потерявшим поддержку избирателей на сентябрьских выборах. Свободные демократы, наоборот, могут лишь укрепить свои позиции благодаря относительно молодому, харизматичному и всегда готовому к публичным баталиям лидеру Кристиану Линднеру.

Со старым партнером по действующей коалиции - Социал-демократической партией - консерваторам тоже, скорее всего, не удастся сформировать союз. СДПГ еще 24 сентября объявила об уходе в оппозицию, а ее лидер Мартин Шульц заявил, что не будет вести переговоры с ХДС, пока во главе консерваторов остается Меркель. Фактически это означает, что на сделку с ХДС социал-демократы готовый пойти лишь через политический труп Ангелы Меркель.

Это после провала зондирующих переговоров подтвердил и заместитель главы СДПГ Ральф Штегнер. "Исходные позиции остались прежними: у нас нет мандата на "большую коалицию", она провалилась", - заявил он агентству dpa.

Таким образом, правящий с 2005 года под руководством Меркель блок ХДС/ХСС оказался в очень сложном положении. С одной стороны, у консерваторов с "зелеными" после демарша СвДП нет большинства в Бундестаге, с другой - нет иных партнеров для коалиции, а СДПГ готова разговаривать с консерваторами лишь в случае ухода их лидера. К тому же в ХСС нарастает недовольство Зеехофером, а в ХДС многие остались недовольны тем, что Меркель отказалась признавать ошибки в предвыборной кампании и ответственность за плохой результат.

Все это может привести лишь к дальнейшему ослаблению позиций канцера, а на фоне усиления правой "Альтернативы для Германии" грозит дальнейшим изменением политического ландшафта ФРГ, процессом, который возможные перевыборы в Бундестаг может только ускорить.

Михаил Щербаков