18 февраля 2018, 14:56,
обновлено 18 февраля 2018, 15:40
Мюнхенская конференция по безопасности - 2018

Глава МИД Ирана заявил, что республика не стремится к гегемонии в Персидском заливе

Мохаммад Джавад Зариф считает, что необходимо начать диалог, а не создавать впечатление о наличии кризиса

МЮНХЕН, 18 февраля. /ТАСС/. Тегеран выступает за укрепление безопасности в Персидском заливе и не стремится к гегемонии в этом регионе. Об этом заявил в воскресенье министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф на Мюнхенской конференции по безопасности.

"Иран верит в то, что безопасность в регионе Персидского залива требует новой архитектуры, мы должны работать над укреплением региона, а не просто поддерживать тех, кто сильнее. Мы не хотим стать гегемоном. Эпоха гегемонов уже закончилась", - сказал он.

По словам Зарифа, "необходимо уважать интересы все сторон в регионе, это является предпосылкой для стабильности". "Надо начать диалог, а не создавать впечатление о наличии кризиса", - отметил Зариф.

Также министр сообщил, что страны Персидского залива должны принять меры по укреплению доверия, которые затем могут привести к заключению соглашения о ненападении. 

"Мы понимаем, что нам нужны меры по укреплению доверия в регионе - от совместных военных визитов до уведомления о проведении военных учений, от мер транспарентности в области вооружений и закупки оружия до сокращения военных расходов", - сказал он. "Все это может в итоге привести, и я надеюсь, что это произойдет в не очень отдаленной перспективе, к региональному соглашению о ненападении", - отметил Зариф.

"Мы можем начать с более простых вопросов - это туризм, совместные инвестиции или даже совместные целевые группы, например, по обеспечению ядерной безопасности, включая вопросы загрязнения окружающей среды. Это может включать устранение последствий катастроф", - считает он. "Я призываю своих коллег в регионе Персидского залива присоединиться к Ирану в реализации этого предложения", - сообщил глава МИД.

Зариф считает, что коллективные усилия необходимы для достижения мира в регионе Персидского залива, иначе ситуация перерастет в хаос во всем мире. 

"Хочу подчеркнуть, что, если не будет коллективных усилий по миру в Персидском заливе, то может начаться хаос и того хуже. Этот хаос во взаимосвязанном мире очень быстро перерастет в хаос во всем мире", - сказал Зариф.

Договор по иранскому атому

Соглашение по иранскому атому является примером воплощения системы коллективной безопасности. 

Для каждой страны, считает Зариф, "вопросы безопасности индивидуальны". По словам главы иранского МИД, "необходимо быть реалистичными и принимать различия, имеющиеся у каждого государства".

"Но мы можем добиться общих целей посредством системы коллективной безопасности", - уточнил министр. По мнению Зарифа, позитивным примером использования системы коллективной безопасности "является международное соглашение по атомной программе Ирана".

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе был согласован Тегераном и шестью мировыми державами (Россия, Великобритания, Китай, США, Франция и Германия) в 2015 году и в январе 2016 года вступил в стадию реализации. Договоренность предусматривает отмену санкций, введенных в отношении Ирана Советом Безопасности ООН, США и Евросоюзом. Взамен Тегеран обязался ограничить свою ядерную деятельность, поставив ее под международный контроль.

Выход США из соглашения по иранской программе

Тегеран даст серьезный ответ в том случае, если США выйдут из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. 

"Это заблуждение (что Иран ничего не предпримет в ответ на возможный выход США из соглашения по его ядерной программе - прим. ТАСС). Израиль пытался всячески препятствовать соглашению, а после того, как сделка была заключена, мешает ее реализации, - сказал министр. - Если интересы Ирана не будут обеспечены, то мы ответим серьезным образом. Этот ответ вызовет сожаление у тех, кто совершает данную ошибку".

"Иран первым не нарушит соглашение, которое мы все, несмотря на усилия [премьер-министра Израиля Биньямина] Нетаньяху, пытались заключить, - отметил Зариф. - Мир будет соблюдать это соглашение, несмотря на иллюзорные попытки Израиля".

СВПД был согласован Тегераном и шестью мировыми державами (Россия, Великобритания, Китай, США, Франция и Германия) в 2015 году и в январе 2016 года вступил в стадию реализации. Договоренность предусматривает отмену санкций, введенных в отношении Ирана Советом Безопасности ООН, США и Евросоюзом. Взамен Тегеран обязался ограничить свою ядерную деятельность, поставив ее под международный контроль.

Агрессивная политика Израиля

Израиль проводит агрессивную политику против своих соседей - Сирии и Ливана и всегда пытается избежать ответственности. 

"Израиль использует агрессию как политику против своих соседей: массовые репрессии, вторжение в Сирию, Ливан, регулярные бомбардировки Сирии. Как только они (сирийцы - здесь и далее прим. ТАСС) сбили израильский самолет, то они (израильтяне) заговорили о катастрофе, агрессии, - сказал глава МИД. - Не надо искать отговорки, причины из-за неспособности решить проблему. Они могут обвинять Иран, но это не решит проблему их агрессии".

По словам Зарифа, Израиль пытается "избежать ответственности за свою преступную политику и много лет ищет козлов отпущения".

Как утверждают израильские военные, 10 февраля их вертолет сбил в воздушном пространстве еврейского государства вторгшийся из Сирии иранский беспилотник. В ответ израильские ВВС нанесли удары по иранским объектам в арабской республике, уничтожив пункт контроля беспилотного летательного аппарата.

Вслед за этим сирийские ПВО выпустили несколько зенитных ракет по израильскому истребителю F-16. Самолет был уничтожен, пилоты катапультировались, один из них тяжело ранен, второй получил травмы. Затем израильские самолеты нанесли удары по 12 позициям в Сирии, включая восемь сирийских, среди которых три батареи ПВО, а также обстреляли четыре иранские военные цели.