Очередная встреча Дональда Трампа и Си Цзиньпина состоится на площадке саммита G20 в Буэнос-Айресе (30 ноября — 1 декабря). С этими переговорами связывают надежды на прекращение экономического противостояния и политической конфронтации, усилившихся с лета этого года. Но перспективы компромисса пока туманны, а подготовку к встрече омрачает усиление антикитайских настроений в Белом доме.
"Вторая холодная война"
В последние месяцы отношения Пекина и Вашингтона заметно деградировали на фоне развязанной Трапом торговой войны, обвинений вице-президента Майкла Пенса о вмешательстве Китая во внутренние дела США, наращивания поставок американского оружия на Тайвань и планов по усилению присутствия США в водах Южно-Китайского моря. The Wall Street Journal (WSJ) называет происходящее "второй холодной войной" и "самым масштабным сдвигом в американо-китайских отношениях с момента визита Генри Киссинджера в Пекин в 1971 году".
В ходе поездки госсекретаря США Майкла Помпео в Пекин министр иностранных дел Китая Ван И призвал Вашингтон положить конец конфронтации: "Такие действия напрямую ударяют по двустороннему доверию Китая и США, бросают тень на китайско-американские отношения, а также не соответствуют интересам двух народов. Мы требуем, чтобы американская сторона немедленно прекратила ошибочные высказывания и действия". В ответ Помпео признал наличие "взаимных противоречий по многим вопросам", но выразил надежду на "дальнейший плодотворный диалог с Пекином".
Спустя считаные дни после визита WSJ и The Washington Post (WP) сообщили о том, что Трамп и Си Цзиньпин могут провести двусторонние переговоры в Буэнос-Айресе, чтобы попытаться разрешить существующие проблемы. Позже сообщения о возможной встрече подтвердили и советники президента США.
Что известно о подготовке
Со стороны Китая планированием встречи занимался вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ — главный по экономической политике в нынешнем Политбюро КПК. С американской стороны за проведение переговоров выступали министр финансов США Стивен Мнучин и глава Национального экономического совета Белого дома Лоуренс Кадлоу. В США была сформирована группа специалистов, которые ведут подготовку к встрече. В нее помимо прочих вошел юрист Кристофер Никсон Кокс — внук 37-го президента США Ричарда Никсона.
Кадлоу и Мнучин — сторонники "умеренной" политики по отношению к Китаю. Они считают необходимым завершить торговую войну до тех пор, пока негативные эффекты от нее не почувствовали сами американцы. Хардлайнерами, то есть занимающими наиболее жесткую позицию, в Вашингтоне считаются торговый представитель США Роберт Лайтхайзер и глава Национального совета по торговле при Белом доме Питер Наварро (последний называл Китай "экономическим паразитом мира"). Они настаивают на том, чтобы США продолжали давление на Пекин, пока не добьются от него серьезных уступок в экономической сфере.
Такое количество действующих лиц с американской стороны — большая головная боль для китайцев. На это обратил внимание посол КНР в США Цуй Тянькай: "Честно говоря, я общался с послами других стран в Вашингтоне, и для них это тоже проблема. Они не знают, кто в конечном счете принимает решения. Конечно, надо полагать, что последнее слово будет за президентом, но кто за что отвечает? Иногда это очень сбивает с толку".
Цуй Тянькай нечасто дает телевизионные интервью, но на этот раз сделал исключение, выступив на Fox News — любимом канале Трампа. По-видимому, это не случайность, и таким образом посол хотел подать президенту сигнал о желании наладить коммуникацию в преддверии возможной встречи двух лидеров.
Зачем нужна встреча
Еще в прошлом году личные контакты Трампа и Си были залогом того, что американо-китайские отношения получат развитие в позитивном ключе. В апреле 2017-го президент США принимал председателя КНР в своем поместье Мар-а-Лаго, что позволило сделать общение между лидерами менее формальным (в историю также вошел шоколадный торт, которым Трамп и Си угощались во время ракетного удара США по Сирии). В ходе ответного ноябрьского визита Трамп получил поистине императорский прием в Пекине, где были подписаны контракты на сотни миллиардов долларов.
В то время их отношения называли бромансом: по словам Трампа, между ними установилось "хорошее взаимопонимание", а Си говорил, что "имеется тысяча причин для того, чтобы делать китайско-американские отношения успешными, и ни одной — чтобы их разрывать".
Сейчас же план Белого дома состоит в том, чтобы "побеседовать с глазу на глаз, добиться небольшой победы и объявить всему этому [противостоянию] конец", утверждает один из источников WSJ. Китайские эксперты, опрошенные гонконгской газетой South China Morning Post (SCMP), оценивают перспективы такого сценария пессимистично — шансы на то, что какая-либо из сторон пойдет на "перемирие" в нынешних условиях, очень малы.
Каковы перспективы
По данным WSJ, в течение нескольких недель США и Китай обсуждали договоренности, подразумевающие временный отказ Вашингтона от дальнейшего введения импортных пошлин в отношении китайских товаров. Взамен американцы ождидают от Пекина начала переговоров по поводу серьезных изменений в китайской экономической политике. Такие консультации могут касаться вопросов защиты интеллектуальной собственности, передачи технологий, субсидий государственным предприятиям, а также проблем кибершпионажа. Однако окончательно договоренности на этот счет не достигнуты.
Bloomberg пишет, что встреча Трампа и Си — это последний шанс избежать полномасштабного скатывания в состояние "холодной войны", но перспективы заключения большой сделки, которая успокоила бы инвесторов, туманна. Когда стало известно, что Наварро будет присутствовать на переговорах, индекс Dow Jones упал более чем на 140 пунктов.
Сам Трамп намерен повысить с 1 января пошлины на импорт китайских товаров, если консультации не увенчаются успехом. В интервью от 26 ноября президент дал понять, что готов вести экономическое противостояние до конца: "Единственная сделка [которая удовлетворит Вашингтон] состоит в том, чтобы Китай открыл свою страну для конкуренции со стороны Соединенных Штатов". Он также допустил обложение пошлинами собираемые в КНР смартфоны iPhone и ноутбуки. Подобные действия приведут к их подорожанию, но, по мнению Трампа, "люди легко перенесут это".
Впрочем, в преддверии встречи обе стороны оценили перспективы заключения сделки оптимистично. Заместитель министра коммерции КНР Ван Шоувэнь заявил, что Пекин надеется на успех переговоров. Кадлоу в свою очередь отметил, что Вашингтон считает хорошими шансы на достижение торговой сделки, но указал, что, если этого не произойдет, США могут ввести дополнительные пошлины на товары из Китая на сумму в районе $267 млрд.
Эксперты Politico считают, что прогнозировать итоги переговоров (с учетом непредсказуемости президента США) невозможно: "Многое будет зависеть от того, что предложит Си, но также и от того, что Трамп съел на завтрак с утра".
В своей редакционной колонке SCMP пишет, что одна встреча не сможет разрешить все имеющиеся противоречия, но по крайней мере даст шанс прояснить ситуацию. Поэтому "чем раньше Трамп и Си встретятся, тем лучше".
Артур Громов