15 ноября 2018, 03:31
Brexit

Великобритания и ЕС вплотную приблизились к сделке по Brexit. Но успех не гарантирован

AP Photo/ Virginia Mayo

Брюссель и Лондон завершили первый этап переговоров и готовы к проведению экстренного саммита

ЛОНДОН/БРЮССЕЛЬ, 15 ноября. /ТАСС/. Брюссель и Лондон объявили о согласовании проекта договора о выходе Великобритании из ЕС, который произойдет в полночь с 29 на 30 марта 2019 года. При этом упорядоченный Brexit все еще не гарантирован — документ должен получить одобрение Европарламента, а также парламентов всех государств Евросоюза, включая Великобританию.

Главная проблема переговоров — вопрос об ирландской границе — так и осталась не решена. Переговорщики выпустили декларацию о том, что найдут решение до 1 июля 2020 года, за шесть месяцев до конца переходного периода после Brexit, который завершится в конце 2020 года.

Еврокомиссия опубликовала в открытом доступе текст проекта соглашения о Brexit с тремя дополнительными протоколами, в общей сложности 585 страниц. Согласно этому документу, на весь переходный период Великобритания по сути должна будет выполнять все обязанности страны ЕС, включая платежи в бюджет Евросоюза, и соблюдать все нормы европейского рынка. При этом Лондон потеряет доступ к системе принятия решений.

Как предупреждают эксперты, самая большая угроза этому соглашению еще впереди. После встречи на высшем уровне лидеров Евросоюза, которая, вероятное всего, состоится в конце этого месяца, обсуждение проекта соглашения переместится в Европарламент, национальные парламенты государств ЕС и к британским законодателям. Последним по силам торпедировать все усилия по достижению соглашения, учитывая, сколь сильно оказался расколот британский политический истеблишмент из-за Brexit.

Британский марафон

В среду кабинет министров Великобритании после пятичасового заседания одобрил проект сделки об условиях выхода Соединенного Королевства из ЕС. Об этом журналистам объявила премьер-министр Тереза Мэй. Она назвала этот документ лучшим из возможных.

"Коллективное решение кабмина заключается в том, что правительство должно согласиться с условиями проекта соглашения о выходе из ЕС и соответствующей политической декларацией, — сказала Мэй. — Это решающий шаг, который позволяет нам двигаться вперед и добиться заключения сделки в предстоящие дни".

В то же время она признала, что перед членами ее кабинета стоял "сложный выбор", особенно в том, что касалось темы границы между Ирландией и Северной Ирландией.

Мэй высказала уверенность в том, что принятое решение соответствует национальным интересам. "Эти документы явились результатом тысяч часов переговоров, проводимых британскими официальными лицами, и очень многих встреч, которые состоялись у меня и членов правительства", — сказала премьер.

Ее выступление продлилось менее двух с половиной минут.

Ситуация с Ирландией

Как стало ясно из опубликованных документов, стороны отложили вопрос, ставший проблемой на переговорах — необходимость не допустить жесткой границы между входящей в ЕС Ирландией и остающейся частью Соединенного Королевства Северной Ирландией.

Как отмечается в проекте финального соглашения, пока будущий формат отношений между Великобританией и ЕС не будет окончательно определен, стороны будут продолжать находиться в единой таможенной территории, которая будет включать в себя и Северную Ирландию. "До тех пор, пока будущие отношения не начнут применяться, должна быть учреждена единая таможенная территория между ЕС и Соединенным Королевством. Соответственно, Северная Ирландия — это такая же таможенная территория, как и Великобритания", — сказано в документе.

Изначально было обговорено, что после формального Brexit 29 марта 2019 года между сторонами начнет действовать так называемый переходный период — 21-месячный этап, во время которого в отношениях ЕС и Великобритании ничего не изменится. Как стало известно в среду, этот переходный этап может быть продлен, если Лондон и Брюссель не договорятся о проблеме границы на острове Ирландия до 1 июля 2020 года.

Решение по Ирландии, как и остальные ключевые тезисы, изложил вечером на пресс-конференции в Брюсселе главный переговорщик ЕС Мишель Барнье. При этом никаких новых пояснений по ирландскому досье сверх написанного в проекте соглашения от него не прозвучало.

Решение отложили на два-три года (в зависимости от того, пойдет ли Великобритания на продление переходного периода). Учитывая нынешнюю ситуацию в ЕС это вполне может означать, что к тому времени "ирландский вопрос" придется решать уже другим политикам с обеих сторон Ла-Манша.

Прочие приоритеты

Как заявил Барнье, опубликованный проект соглашения между Евросоюзом и Великобританией обеспечит полную юридическую ясность Brexit. По его словам, в него включены все приоритетные вопросы переговорного процесса. Так, сделка гарантирует взаимные права граждан стран ЕС и Великобритании, включая социальные выплаты.

"Вопрос прав граждан всегда был общим приоритетом, а также [приоритетом] Европарламента и стран-членов. Граждане Великобритании и ЕС смогут жить, учиться, получать социальные выгоды, присоединяться к семьям на территории [обеих] сторон", — сказал он.

Кроме того, Великобритания пообещала выполнить все свои финансовые обязательства по взносам в бюджет Евросоюза до конца 2020 года. "Все 28 стран-членов выполнят свои финансовые обязательства по взносам в бюджет до конца 2020 года", — отметил Барнье.

Это означает, что Великобритания до конца переходного периода обязана будет платить взнос в бюджет Евросоюза (порядка £13 млрд в год). При этом Лондон сможет получать финансирование из бюджета ЕС на те европейские программы, которые распространяются на британскую территорию.

Однако Великобритания была и останется чистым донором бюджета ЕС. Она платит в него больше, чем получает.

Базы на Кипре

Как говорится в проекте соглашения, Великобритания сохранит свои военные базы Акротири и Декелия на Кипре. Обе базы формально останутся иностранными территориями под суверенитетом Великобритании, но на них будут фактически распространяться юридические и экономические нормы Евросоюза.

"Проект соглашения по Brexit обеспечит сохранение британских военных баз на Кипре и регулирует статус Гибралтара", — сообщил Барнье. Проблеме британских баз на Кипре посвящен один из трех объемных дополнительных протоколов, приложенных к документу.

Суть договоренностей по Кипру сводится к тому, что, хотя территория обеих баз формально остается в британских владениях, Лондон после выхода из ЕС обязуется сохранять для жителей этих территорий все экономические, юридические и социальные нормы Евросоюза. Также договоренности гарантируют отсутствие каких-либо границ, таможен и любых других разделительных линий, препятствующих перемещению людей, товаров и услуг по территории острова. Налоговое законодательство для резидентов баз также должно полностью соответствовать европейским нормам.

Общие санкции

Великобритания и Евросоюз намерены после Brexit применять совместную санкционную политику в тех вопросах, в которых их внешнеполитические приоритеты совпадают.

Как подчеркивается в документе, будущее взаимодействие в области внешнеполитических вопросов должно основываться на "консультациях по вопросу санкций при активизации обмена информацией там, где цели внешней политики совпадают, с возможностью применять взаимодополняющие друг друга санкции".

Экстренный саммит

Подводя итоги, глава Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер в официальном письме председателю Евросовета Дональду Туску, опубликованном одновременно с проектом соглашения, констатировал, что Брюссель и Лондон завершили первый этап переговоров по выходу Великобритании из ЕС и готовы к проведению экстренного саммита и переходу ко второму этапу договоренностей.

"Еврокомиссия считает, что достаточный прогресс (для созыва саммита и утверждения соглашения с Великобританией — прим. ТАСС) на переговорах об упорядоченном выходе Великобритании из ЕС был достигнут. Это позволяет завершить переговоры по соглашению о выходе и перейти ко второму этапу переговоров", — говорится в документе. Данное письмо является официальным документом, который ЕК обязана направить Евросовету в рамках процедуры выхода той или иной страны из Евросоюза, прописанной в 50-й статье Лиссабонского договора.

В четверг утром Барнье подробно доложит Туску о достигнутых результатах, после чего будет принято решение о созыве экстренного саммита ЕС по соглашению о Brexit, который, предположительно, пройдет до 25 ноября.

В этой связи Барнье заявил в Брюсселе, что проделана огромная работа, но переговоры потребуют еще много времени для организованного выхода Великобритании из ЕС. "Теперь ЕС и Британия готовы приступить ко второму этапу переговоров о будущих отношениях, в которых стороны останутся друзьями и партнерами", — заявил Барнье. Он отказался комментировать угрозу провала проекта соглашения с Лондоном в британском парламенте.

Политику задали вопрос о том, что произойдет в случае такого провала, а также могут ли еще британские политики повлиять на его содержание, или они теперь способны только принять его или отклонить. "Переговорщики сделали все, что могли. Теперь все стороны должны выполнить свой долг. Мы уважаем интенсивный политический процесс в Великобритании, но я воздержусь от ответа на этот вопрос", — сказал он.

Раскол в правительстве

Евроскептики в кабинете Мэй не раз высказывали опасения, что договоренности в таком виде фактически перечеркнут все, за что более половины британцев проголосовали на референдуме 2016 года. Они указывали, что при подобном подходе Лондон не сможет ни вернуть себе контроль за границами, ни начать заключать соглашения о свободной торговле по всему миру. 

Сложившуюся ситуацию демонстрирует атмосфера в британском правительстве во время заседания в среду. Утечки, поступающие от информированных источников британских СМИ, свидетельствует о фактическом расколе кабинета.

По словам политобозревателя Би-би-си Лоры Кюнссберг, работающей непосредственно с премьерской канцелярией, "кабинет достиг коллективной позиции", но при этом никакого единогласия среди его членов не наблюдалось. "Мне сказали, что девять министров высказались против соглашения", — написала она в Twitter. Среди упомянутых ею противников предложенного формата сделки такие политические тяжеловесы, как министр иностранных дел Джереми Хант, министр обороны Гэвин Уильямсон, глава МВД Саджид Джавид. Остальные — этого группа тех членов кабмина, которых всегда причисляли к евроскептикам и сторонникам жесткого Brexit.

Министр по вопросам Brexit Доминик Рааб, хотя и не выступил против соглашения напрямую, отнесся к документу с долей пессимизма. Общее соотношение тех членов кабмина, которые поддержали проект сделки, и тех, кто либо отказал ему в поддержке, либо колеблется с выбором, составило 18 к 11. По словам Кюнссберг, сторонники жесткого Brexit в рядах правящей Консервативной партии настолько недовольны проектом соглашения, что уже в четверг могут обратиться к однопартийцам с инициативой об объявлении вотума недоверия Терезе Мэй.

Как заметил один из чиновников, присутствовавших в этот вечер на Даунинг-стрит, это было заседание, мнения на котором явно разделились, и ни один из евроскептиков, за исключением министра охраны окружающей среды, продовольствия и сельскохозяйственного развития Майкла Гоува, не выступил в поддержку соглашения. Помощник одного из членов кабинета предположил, что теперь следует ожидать череды отставок в правительстве. Третий источник сказал, что никто из участников заседания не был доволен данной сделкой, однако альтернативные ей варианты были еще хуже.

Что ждать от парламента?

Согласование проекта будущего соглашения кабинетом министров и тот факт, что на предстоящем евросаммите лидеры стран ЕС, вероятнее всего, дадут этой сделке зеленый свет, отнюдь не означает, что документ будет в конце концов одобрен британским парламентом. После состоявшихся в прошлом году досрочных всеобщих выборов политические позиции самой Мэй и правящей Консервативной партии в целом достаточно слабы.

Во-первых, у тори нет прямого парламентского большинства, поскольку таковое им обеспечивает политический союз с Демократической юнионистской партией (ДЮП) Северной Ирландии. Поскольку юнионисты крайне обеспокоены тем, что сделка нарушит принцип территориальной целостности Великобритании и де-факто предоставит Ольстеру особый статус в торговых и таможенных отношениях с ЕС, крайне велика вероятность, что при голосовании они откажут консерваторам в поддержке.

Во-вторых, сам лагерь тори разрознен. Это объясняется спровоцированным референдумом 2016 года внутрипартийным противостоянием евроскептиков и сторонников евроинтеграции. В сложившейся ситуации многие тори, участвующие во внутрипартийных интригах, готовы положить голову действующего премьера на алтарь собственных политических выгод. Проще всего этот будет сделать, выступив против соглашения и тем самым катастрофически ослабив политические позиции Мэй.

В-третьих, оппозиционная Лейбористская партия, скорее всего, также выступит против предложенного проекта соглашения о Brexit. В рядах парламентской фракции лейбористов большинство депутатов — противники выхода страны из Евросоюза.

Лейбористам, стремящимся прийти к власти на следующих выборах, чрезвычайно выгодны ослабление позиций консервативного премьера и политический конфликт в рядах их соперников. Смена главы правительства тори на фоне провала той миссии, ради которой она собственно и пришла на премьерский пост, станет колоссальным моральным подспорьем для оппозиции.

Таким образом, британскому премьеру уже очень скоро предстоит новый этап политической борьбы, который может стать самым тяжелым в ее политической карьере и в итоге похоронить под собой все достигнутые в среду договоренности.