Соединенное Королевство и ЕС не успевают договориться по Brexit в назначенные сроки. На фоне медленного продвижения к компромиссу стороны могут перенести презентацию итогового соглашения на декабрь или даже на январь 2019 года. Риск того, что Великобритания покинет ЕС без какой-либо предварительной сделки, становится все более реальным. ТАСС объясняет, почему переговоры по Brexit буксуют.
Главный вопрос сейчас — будет ли Brexit "мягким" или "жестким"
Великобритания — член Таможенного союза ЕС и европейского единого рынка. Это подразумевает свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала между Европой и Соединенным Королевством. Лондон имеет беспошлинный доступ к рынкам остальных 27 стран — участниц ЕС и подчиняется единым с ними правилам в сфере торговли.
• "Мягкий" Brexit — это такая ситуация, при которой Великобритания выходит из ЕС, но остается участником Таможенного союза и/или единого рынка (наподобие Норвегии). Такой вариант считается компромиссным, поскольку он частично устраивает оппозицию из числа лейбористов и всех остальных, кто голосовал против Brexit. Однако "мягкий" выход означает, что Лондону придется принять принцип свободного передвижения граждан в обмен на доступ к европейскому единому рынку. Сторонники Brexit считают такое требование неприемлемым, поскольку хотят сами решать, кого впускать в свою страну.
• "Жесткий" Brexit означает выход из всех экономических структур ЕС, в том числе Таможенного союза и единого рынка. При этом Лондон заключает с Евросоюзом соглашение о свободной торговле, похожее на то, что с Европой подписала в 2016 году Канада (этот документ, в частности, предусматривает отмену 99% таможенных пошлин между сторонами). Если такой договор не получается, происходит Brexit без сделки (no-deal Brexit). Данный вариант поддерживают самые радикальные евроскептики — они предлагают обнулить собственные импортные тарифы и действовать исключительно на основании правил Всемирной торговой организации (ВТО).
Вне зависимости от того, какой из трех сценариев станет реальностью, Brexit состоится 29 марта 2019 года в 23:00. Затем, согласно плану, должен наступить переходный период, который продлится до 31 декабря 2020 года. На это время свобода передвижения сохранится, но Лондон уже получит право заключать торговые сделки на собственных условиях (вступить в силу они смогут с 1 января 2021 года).
Европейские чиновники визуализировали варианты развития дальнейших отношений с учетом требований Лондона. В лучшем случае Великобритания окажется в положении Канады или Южной Кореи — если сможет заключить сделку о зоне свободной торговли.
Мэй хочет сбалансировать "мягкий" и "жесткий" сценарии. ЕС ее предложения считает полумерой
Изначально Тереза Мэй была против выхода Соединенного Королевства из ЕС, но уже после референдума поменяла свое мнение, прислушавшись к волеизъявлению большинства британских подданных. Ее коронная фраза — "Brexit — значит, Brexit", в том смысле, что выход из состава союза состоится в любом случае. При этом она считает, что "отсутствие сделки лучше, чем плохая сделка" и выход Великобритании из Евросоюза без соглашения о дальнейшем сотрудничестве не стал бы "концом света" для страны.
Официальные переговоры между Лондоном и Брюсселем по условиям Brexit начались 19 июня 2017 года. Спустя год с лишним Лондон опубликовал Белую книгу, из которой следует, что администрация Мэй хочет покинуть единый рынок и Таможенный союз, создав при этом новую зону свободной торговли с общим сводом правил для промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции. Документ, согласованный 6 июля на заседании кабмина в премьерской резиденции Чекерс, предлагает такую таможенную модель, которая исключает возможность пограничных проверок грузов. Свободное перемещение граждан через границу прекратится, появится визовая система. Юрисдикция европейских судов на территории Великобритании будет упразднена, но Лондон продолжит финансовые взносы некоторым европейским агентствам.
Видные сторонники выхода из ЕС, включая уже экс-министров по вопросам Brexit Дэвида Дэвиса и экс-главы британского МИД Бориса Джонсона подали в отставку, сочтя этот документ слишком большой уступкой Брюсселю. Джонсон сравнил Белую книгу с "поясом смертника", который превратит Великобританию в "вассальное государство", вынужденное принять правила Евросоюза, потеряв одновременно право голоса.
Европейцы также оказались недовольны стратегией Мэй. Еврокомиссар ЕС по торговле Сесилия Мальмстрём назвала этот план "полумерой", которая оставляет целый ряд неясностей. По ее словам, особенно проблематично, что Лондон хочет остаться на внутреннем рынке ЕС, но ограничить свободное передвижение граждан союза. "Время летит быстро, — добавила она. — "Жесткий" или "мягкий" Вrexit — это дело британцев. Хуже всего было бы, если бы не было согласия вообще. Разумеется, этот риск существует". Главный переговорщик ЕС Мишель Барнье заявил, что европейцы должны готовиться к провальному сценарию, то есть Brexit без сделки. Основные положения плана Лондона по Brexit он счел неприемлемыми.
Пока же "торг" продолжается. В частности, Лондон пригрозил Брюсселю, что не будет платить ЕС согласованные "отступные" в размере £39 млрд ($51 млрд), если сторонам не удастся заключить торговое соглашение. Европейцы в свою очередь предлагают англичанам развестись полюбовно, но требуют от них уважать принципы единого рынка и не относиться к ним как к меню "а-ля карт", где Лондон может выбирать только выгодные для него позиции.
Все упирается в ирландскую дилемму
Одной из главных проблем "жесткого" Brexit остается пограничный режим между Республикой Ирландия (участницей ЕС) и Северной Ирландией (которая должна выйти из Евросоюза в составе Соединенного Королевства).
Сейчас между ними установлена прозрачная граница, открытая для людей и товаров. Но выход Великобритании из Таможенного союза будет означать возвращение физической границы. Такое развитие событий грозит возродить проблему ирландского сепаратизма и подорвать результаты британо-ирландского Белфастского соглашения 10 апреля 1998 года. Именно этот договор лежит в основе примирения в Северной Ирландии и прекращения террористической деятельности Ирландской республиканской армии (ИРА).
В качестве превентивной меры переговорщики договорились о поправке, которую с технического языка можно перевести как "ограничитель обратного хода" (backstop). Если случится Brexit без сделки, Северная Ирландия продолжит действовать по правилам общего рынка ЕС, дабы избежать установления жесткой границы. Переговорщики в целом согласились, что такой backstop необходим, но у каждой стороны есть свои соображения, каковы должны быть его параметры.
Мэй выступает против введения жесткой границы с Ирландией. Но и оставаться в Таможенном союзе, что обеспечило бы сохранение прозрачной границы, не собирается. ЕС заявляет, что никакого соглашения о Brexit не может быть без всеобъемлющей договоренности по ирландской границе.
В свою очередь Дублин при поддержке Брюсселя начал продавливать идею перенесения фактической таможенной границы в акваторию Ирландского моря, что вызвало крайне жесткую реакцию Мэй. Она заявила, что "экономическое и конституционное смещение официальной таможенной границы третьей страны" вовнутрь Великобритании — это вариант, с которым не согласится ни она, ни один другой британский премьер.
Таким образом, ирландский вопрос может окончательно завести переговоры в тупик. Аналитики мозгового центра Brookings пишут, что перед Лондоном не стоит выбор между условной Норвегий ("мягким" Brexit) и Канадой ("жестким" Brexit) — в действительности это выбор между "норвежским" сценарием при сохранении прозрачной границы и выходом из ЕС без какой-либо сделки.
Артур Громов