19 ноября 2018, 01:47

В Гааге открывается конференция ОЗХО

Постпред РФ при организации, посол в Нидерландах Александр Шульгин заявил, что российская сторона ожидает напряженную дискуссию

ГААГА, 19 ноября. /ТАСС/. Очередная, 23-я Конференция государств - участников Конвенции о запрещении химического оружия (КГУ) открывается 19 ноября в Гааге. Двухдневное мероприятие проходит на фоне серьезных разногласий между Россией и Западом относительно увеличения бюджета Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и созданию на дополнительные средства атрибутивной группы, наделенной правом определять виновных в применении химического оружия.

Россия ожидает напряженную дискуссию

Как рассказал ТАСС постоянный представитель РФ при ОЗХО, посол в Нидерландах Александр Шульгин, российская сторона ожидает, что "дискуссия будет весьма напряженной". "Остро будет проходить обсуждение проблематики имплементации июньского решения спецсессии Конференции государств - участников химконвенции по наделению Техсекретариата организации атрибутивными полномочиями для определения виновных в применении химоружия", - заметил он. С этой темой напрямую связан вопрос утверждения на конференции проекта программы и бюджета ОЗХО на 2019 год. Западные страны настаивают на увеличении бюджета и направлении средств на создание самого атрибутивного механизма, тогда как Россия вместе с рядом единомышленников выступает против.

"Часть стран, включая Россию, выступает против атрибуции в ОЗХО как таковой, поскольку она противоречит положениям химконвенции, - обратил внимание посол. - Другая часть не поддерживает увеличение бюджета на атрибуцию, поскольку есть другие более насущные проблемы организации". Кроме того, многие делегации не согласны с повышением взносов в целом. "Россия рассчитывает на поддержку всех этих стран", - подчеркнул Шульгин.

Вопрос практически решен

Вместе с тем на данном этапе представляется, что вопрос уже решен. По крайне мере, как заявил на встрече с журналистами генеральный директор ОЗХО Фернандо Ариас, создание атрибутивной группы уже ведется, а приступить к исполнению своих обязанностей она сможет, вероятно, уже в феврале 2019 года.

"Пока мы наняли только одного человека, координатора, что касается остального, то мы следуем установленным правилам по найму персонала, - подчеркнул гендиректор. - На данный момент Техсекретариат ОЗХО разместил восемь или девять вакансий".

На первом этапе деятельность группы сфокусируется на Сирии. Однако в дальнейшем ОЗХО может получить глобальные атрибутивные функции. "Это две разные вещи, - заметил Ариас. - Атрибуция по Сирии - это уже определено, и мы работаем над этим".

Что касается глобальной атрибуции, то тут пока сохраняется много неясностей. ОЗХО, по словам гендиректора, хочет иметь возможности для оказания помощи, если это потребуется когда-либо какой-либо стране, на основе опыта, который должен быть получен в Сирии.

По результатам своей работы группа будет готовить доклады, в которых будет возлагаться ответственность за совершенные преступления на определенных людей или организации. Данные доклады будут направляться Исполнительному совету ОЗХО и генсеку ООН, которые, в свою очередь, будут решать, оглашать ли содержание документов и что делать дальше с полученной информацией.

При этом у атрибутивной группы не будет мандата по установлению меры наказания, на что гендиректор обратил особое внимание. "ОЗХО - это не суд и не полиция, - заметил он. - Полученный мандат распространяется на расследование и установление организаторов. И все, у нас нет мандата по определению меры наказания".

У российской стороны данные шаги Техсекретариата вызывают недовольство. "Мы считаем это неправильным. Прежде чем заниматься созданием каких-то дополнительных организационных надстроек, связанных с атрибуцией, необходимы решения руководящих органов организации", - подчеркнул Шульгин.

"Пресловутого июньского решения спецсессии КГУ недостаточно, поскольку оно является рамочным, конкретные параметры его имплементации должны определяться отдельно, - обратил внимание он. - Пока же никаких решений на этот счет не принято. И на конференции мы обязательно заявим об этом".

Катастрофические последствия

Что будет, если Западу удастся добиться формирования атрибутивной группы, идея о создании которой возникла на фоне прекращения деятельности Совместного механизма ООН и ОЗХО по расследованию химических атак в Сирии в 2017 году, а также инцидентов в Солсбери и Эймсбери? Для ОЗХО это будет иметь большие, если не сказать катастрофические, последствия, уверен российский постпред.

"Это, если хотите, смена парадигмы ОЗХО, - заметил он. - Проблема в том, что химконвенцией определение виновных в применении химоружия не предусмотрено". "Это значит, что все действия по укоренению атрибуции в ОЗХО будут носить политический характер. Организация будет расколота, и она перестанет играть роль универсального механизма в сфере разоружения и нераспространения", - добавил Шульгин.

Помимо этого, по мнению российской стороны, при наделении ОЗХО правом определять виновных в применении химического оружия остро встанет вопрос вторжения организации в сферу исключительных прерогатив Совета Безопасности ООН. Кроме того, РФ регулярно напоминает, что само решение по атрибуции из-за особенностей голосования было принято меньшинством (лишь 82 из 193 стран проголосовали за, однако этого оказалось достаточно, так как голоса воздержавшихся не учитывались - прим. ТАСС).

Общие прения на Обзорной конференции

Сразу вслед за КГУ в Гааге откроется 4-я Обзорная конференция ОЗХО, которая проводится раз в пять лет для обсуждения достижений организации за отчетный период и определения глобальных планов на будущее. Свою работу она продолжит до 30 ноября, а особый интерес она представляет в связи с тем, что в ее рамках запланированы общие прения, которые обычно проходят на КГУ.

Это в свою очередь значит, что тема атрибуции зазвучит вновь, в особенности с российской стороны и в особенности, если к тому моменту решение об увеличении бюджета ОЗХО будет принято.