ВАШИНГТОН, 21 ноября. /ТАСС/. Более 20% генеральского состава сухопутных войск армии США в 2016 году были не готовы "по медицинским причинам" к выполнению боевой задачи, то есть к немедленной - при поступлении приказа - мобилизации и отправке в любой район мира, где Вашингтон сочтет необходимым американское военное присутствие. Об этом со ссылкой на данные Пентагона сообщила газета USA Today.
Незавершенное медицинское обследование или незаконченный курс лечения у дантиста стали, согласно предоставленной изданию информации, главными основаниями для констатации небоеспособности армейских генералов в позапрошлом году. Наличие столь большой доли непригодных к выполнению своих служебных обязанностей генералов в составе сухопутных войск - 20,4% - стало крайне неприятным сюрпризом для командования ВС США. Старшим командирам, пишет газета, было приказано срочно заняться своим здоровьем, если они хотят продолжить службу. Мера оказалась действенной и на сегодняшний день, как рассказал газете высокопоставленный официальный представитель армии, бригадный генерал Омар Джонс, доля боеспособных армейских генералов в США составляет 84,7%, а почти боеспособных - с учетом не сдавших вовремя медицинских анализов - 97,4%.
"Главным приоритетом армии является ее боеспособность, и солдаты должны быть готовыми к развертыванию в любой части мира для обеспечения гарантии того, что наша армия готова сражаться сейчас и в будущем, - сказал Джонс. - Данные за 2016 год не отражают нынешних улучшений как в сфере армейской медицины в целом, так и применительно к генералам, в частности".
Интерес к старшему командному составу сухопутных войск, информирует издание, возник у руководства Пентагона после целой серии скандальных инцидентов с участием генералов и адмиралов ВС. В 2014 году тогдашний министр обороны Чак Хейгел даже распорядился создать специальное управление, которое занялось предметным изучением соблюдения старшими офицерами этических норм. Были проанализированы не менее 500 случаев сомнительно в этическом отношении поведения генералов и адмиралов. Побочным предметом исследования стала и боеспособность старших офицеров.
Собранные данные легли в основу подготовленного в июле 2017 года доклада о состоянии генеральского корпуса сухопутных войск, который (доклад) долгое время оставался документом для служебного пользования. Лишь совсем недавно он был предоставлен в распоряжение газеты по ее запросу, обоснованному исполнением Закона о свободе информации.
Боеспособность ВС в целом
В отличие от боеготовности генералов, информация о пригодности к несению воинской службы - "по медицинским показателям" - рядовых военнослужащих и офицеров ВС получила куда более широкое распространение и стала предметом бурных обсуждений как в Конгрессе США, так и в СМИ. Согласно тем же данным, в 2016 год лишь 83,5% личного состава сухопутных войск было готово к немедленной мобилизации для выполнения поставленной задачи, в Корпусе морской пехоты таких боеспособных было 90,2%, в ВМС - 90,1%, в ВВС - 88,8%.
Такая статистика мобилизовала руководство Пентагона на принятие срочных мер по улучшению физической формы военнослужащих. В феврале этого года заместитель министра обороны США по вопросам личного состава и боеготовности Роберт Уилки сообщил о том, что американским военнослужащим, непригодным в течение последних 12 месяцев и более к мобилизации, придется либо повысить свою боеготовность, либо покинуть ряды Вооруженных сил. На слушаниях в сенатском комитете по делам ВС, Уилки представил новую политику Министерства обороны по мобилизации возможностей американских войск на основе их постоянной готовности к развертыванию в любой части мира. Тем, кто в течение года не сможет соответствовать этим требованиям, придется отказаться от военной карьеры.
Уилки пояснил, что ситуация, в которой оказались ВС, "несравнима ни с одним из периодов за все время с окончания Второй мировой войны" и не могла бы быть терпима ни в одной из крупных гражданских компаний. Но о схожем положении дел в среде армейских генералов заместитель министра обороны тогда умолчал. Не придали огласке эту информацию и позднее, и лишь настойчивость журналистов сделала ее достоянием общественности.