Решение президента США Дональда Трампа отказаться от полноформатной двусторонней встречи с президентом РФ Владимиром Путиным на саммите "Большой двадцатки" в Буэнос-Айресе было продиктовано в основном американскими внутриполитическими соображениями. На это в один голос указывают наблюдатели и пресса в США, комментируя внезапную смену планов главы вашингтонской администрации.
Трамп отказался от согласованной ранее встречи в последний момент - уже на борту своего самолета, направлявшегося в Буэнос-Айрес. Более того, буквально за час до этого он подтверждал журналистам свое намерение в ней участвовать.
Значимый фон
Свое новое решение он привычно огласил через Twitter, сославшись на недавний инцидент в Керченском проливе.
Однако, американские комментаторы подчеркивают, что фоном для этого решения послужили не события вокруг Украины, а известие о том, что бывший личный адвокат президента Майкл Коэн признал себя виновным в даче ложных показаний Конгрессу США по поводу давних планов сооружения в Москве небоскреба Trump Tower.
Ранее Коэна уличили в финансовых махинациях, грозящих серьезными неприятностями ему и его семье, так что теперь он, по мнению Трампа, просто всеми силами себя выгораживает. В целом хозяин Белого дома считает политической "охотой на ведьм" расследование по поводу приписываемых ему связей с Россией и осуждает откровенный нажим следствия на свидетелей.
"Все дело в политической оптике"
"Тут и думать нечего - все дело в политической оптике, - заявил газете The New York Times по поводу мотивов отмены встречи в верхах бывший высокопоставленный сотрудник Пентагона в администрации Барака Обамы, а ныне политолог из Пенсильванского университета Майкл Карпентер. - С точки зрения пиара это была бы катастрофа эпических масштабов, если бы он [Трамп] согласился на встречу и не вступил в конфронтацию с Путиным".
"Во многих отношениях - и во избежание "Хельсинки 2.0" - это, наверное, и к лучшему, - заявила тому же изданию политтехнолог Молли Маккью. - Теперь он может говорить, что так поступил, и не выглядеть по-дурацки".
Как и сама The New York Times, оба комментатора относятся к Трампу заведомо неблагожелательно. Карпентер подчеркивал, что американский лидер "просто не в состоянии публично перечить" российскому коллеге. Маккью говорила, что именно эта "органическая неспособность" заставила его объявить свое решение через Twitter.
Упоминание о Хельсинки связано с тем, что июльская встреча президентов России и США в финской столице была воспринята вашингтонским истеблишментом, как внешнеполитический провал действующей администрации. Особенно рьяно Трампа обвиняли в том, что он тогда на итоговой пресс-конференции соглашался с российским коллегой. Со своей стороны американский лидер позже говорил, что изначально не собирался поддаваться на провокации "ненавистников, хотевших увидеть боксерский поединок".
Сенаторы-подстрекатели
Теперь его по сути не только предостерегали, но и подстрекали к тому же самому. "Мне бы хотелось, чтобы он встретился с Путиным и бросил Путину вызов", - заявил о Трампе телеканалу CNN один из самых ярых русофобов в Конгрессе США сенатор-демократ Роберт Менендес. "У него была возможность оправдаться, а он ее упускает", - добавил законодатель.
Его коллега и однопартиец Ричард Дурбин еще до известия об отмене встречи говорил в эфире MSNBC: "Боюсь, что наш президент обнимет его за плечи и поверит всему, что скажет ему Владимир Путин".
Получается, что для идеологических оппонентов Трампа в США любой вариант решения с его стороны - в пользу встречи или против нее - был заведомо плох. Американцы про такие ситуации говорят "что ни сделай, тебя проклянут", россияне - "куда ни кинь, всюду клин". Как бы то ни было, устраивать "боксерский поединок" на потеху своим вашингтонским недоброжелателям президент США не захотел.
Хвост виляет собакой?
Само по себе это, может быть, не так уж и плохо. Но ведь время идет, предвыборное обещание Трампа "поладить" с Россией остается невыполненным. Возможности для этого уплывают одна за другой, а проблемы продолжают накапливаться.
Например, в свете намерения США выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности специалисты настойчиво напоминают об опасности расшатывания всей системы международной стратегической стабильности и контроля над вооружениями. Многие считают, что если диалог на эту тему не удастся возобновить в самом скором будущем, встанет вопрос не только о договороспособности, но даже о "переговороспособности" нынешней администрации США.
Да и вообще, какими бы внутриполитическими соображениями ни объяснялась внезапная смена планов Белого дома, она сама по себе создает проблемы на будущее. Начать хотя бы с того, что украинские власти, пусть они по сути и ни при чем, формально имеют основания утверждать, что их "керченский гамбит" с жертвой кораблей достиг одной из желаемых целей.
Петр Порошенко уже похвалил Трампа, написав по-английски в своем Twitter: "Так поступают великие лидеры!" И что же, политика Вашингтона будет теперь в заложниках у Киева? Марионетки будут управлять кукловодом?
Не просто протокол
Да и в отношениях США с Россией, хотя дальше портить их вроде бы уже почти некуда, отказ от запланированного саммита - событие далеко не ординарное. Достаточно сказать, что подобное прежде случалось лишь дважды: в 1960-м году, когда инцидент с американским самолетом-шпионом U-2 и его пилотом Гэри Пауэрсом привел к отмене встреч между советским лидером Никитой Хрущевым и президентом США Дуайтом Эйзенхауэром, и в 2013 году, когда Барак Обама отказался от визита в Москву после того, как там получил убежище американский диссидент Эдвард Сноуден.
В обоих случаях это имело отнюдь не только протокольные последствия. В середине прошлого века, как задним числом признавали историки, по сути была сорвана первая попытка разрядки в советско-американских отношениях. Во втором, как все мы помним, в США были заложены основы той антироссийской истерии, которая не утихает и по сей день.
Неукоснительно демонстрируя добрую волю, Кремль уже подтвердил, что он сожалеет об отмене встречи в Буэнос-Айресе, но сохраняет готовность к контактам на высшем уровне. Теперь Белому дому предстоит доказывать, что с ним вообще имеет смысл договариваться о таких контактах. После взятого Трампом тайм-аута мяч остается на американской стороне.
Андрей Шитов