Президент США Дональд Трамп в очередной раз стал возмутителем спокойствия не только на Ближнем Востоке, но и в мире, предложив признать суверенитет Израиля над Голанскими высотами. Удовлетворен этим, по понятным причинам, остался только Израиль.
В других странах реакция была более чем предсказуемой - от возмущения в Сирии и Иране до заявлений Франции и Германии о противоречии этого шага нормам международного права. В России предупредили о возможной дестабилизации и без того сложной ситуации в регионе.
Трамп, по его словам, хочет как можно скорее урегулировать конфликт на Ближнем Востоке. Однако пока своими словами и действиями - признанием Иерусалима столицей Израиля и заявлением в Twitter о Голанских высотах - лишь обостряет ситуацию.
Сначала ответы, потом вопросы
У нынешнего американского лидера во многих международных вопросах слова часто расходятся с делом. Но не в случае с Израилем, который Трамп поддерживает планомерно и безоговорочно. И заявление о Голанах в полной мере вписывается в проводимую нынешней вашингтонской администрацией произраильскую политику: "Спустя 52 года настало время для США признать полный суверенитет Израиля над Голанскими высотами, которые имеют стратегическое значение и важны для безопасности Государства Израиль и региональной стабильности!"
Однако при этом непонятно, насколько серьезной поддержкой в данном вопросе Трамп пользуется среди членов собственной команды. На первый взгляд кажется, что полной. По крайней мере пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс в четверг на своей странице в Twitter написала: "Президент Дональд Трамп - это самый произраильский президент за всю историю нашей страны". Но никаких других комментариев не последовало.
Госдепартамент, призванный не только проводить, но и разъяснять американскую внешнюю политику, ясности не добавил. "Мне на эту тему сказать нечего", - заявил глава дипведомства США Майкл Помпео, беседуя с журналистами в Иерусалиме, где он находится в рамках ближневосточного турне. "Администрация [США] всегда рассматривает многое, и я пытаюсь добиться того, чтобы у нас были ответы прежде, чем мы начинаем говорить о них публично", - подчеркнул госсекретарь.
При этом он отметил, что прекращение использования его ведомством фраз "оккупированные Израилем" и "контролируемые Израилем" применительно к палестинским территориям на Западном берегу реки Иордан, а также принадлежащим Сирии Голанам не является случайностью. "Ошибку мы не делали", - сказал Помпео, добавив, что "это не изменение политики США".
В таком случае можно предположить, что Вашингтон готовится официально объявить о признании Голанских высот территорией Израиля, а твит президента является своего рода пробросом для того, чтобы оценить возможную реакцию друзей и врагов. А можно сделать вывод, что глава Белого дома живет в мире с собственной системой координат, и его окружение вынуждено подстраиваться и подстраивать, насколько это возможно, весь остальной мир под эту систему.
Есть и третий, менее глобальный и более приземленный вариант - своим повисшим в воздухе заявлением президент США хочет убить нескольких зайцев: поддержать перед выборами премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху (хотя сам Трамп это отрицает) и продемонстрировать Сирии, Ирану и другим антиизраильским силам в регионе, что еврейское государство не останется без американской поддержки.
Ожидаемая реакция
Глава правительства Израиля вполне предсказуемо выразил удовлетворение словами президента Соединенных Штатов, поблагодарив "за американскую поддержку, невероятную поддержку" израильской безопасности и права на самооборону. Он напомнил, что именно Трамп "признал Иерусалим столицей Израиля и перенес сюда посольство США", именно Трамп "вышел из разрушительного соглашения с Ираном и восстановил санкции против Ирана". Теперь же, по мнению Нетаньяху, президент США "сделал нечто равное историческому значению - он признал израильский суверенитет над Голанскими высотами".
Не менее ожидаемым было и высказанное Дамаском решительное осуждение слов Трампа, подтверждающих "слепую приверженность США Израилю и поддержку его агрессивного поведения". В заявлении МИД Сирии подчеркивается, что американская позиция является откровенным нарушением резолюции 497 Совета Безопасности ООН от 1981 года, которая признала недействительной израильскую аннексию сирийской территории, захваченной в ходе войны 1967 года. "Для всего мира становится очевидным, что гегемонистская политика США становится основным фактором, обостряющим международную обстановку и несущим угрозу миру и стабильности", - отметили в сирийском внешнеполитическом ведомстве.
В свою очередь глава иранского МИД Мохаммад Джавад Зариф указал на то, что американская администрация "распоряжается тем, чем не владеет", и игнорирует права мусульман и арабов. По его мнению, политика Израиля "нарушает международное законодательство, пропагандирует исламофобию и раскол в мусульманском обществе".
Досадным назвал заявление Трампа президент Турции Тайип Эрдоган, отметивший, что слова американского лидера "поставили регион на грань нового кризиса". "Турция никогда не допустит, чтобы незаконная оккупация Израилем Голанских высот была легитимизирована", - подчеркнул он.
Ожидаемо высказались и представители целого ряда арабских государств, однозначно заявившие о принадлежности Голанских высот Сирии и неприятии позиции главы Белого дома.
Обеспокоенность в связи с заявлением президента США о необходимости признания Вашингтоном суверенитета Израиля над Голанами выразили и в Москве. По мнению пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, "подобные призывы могут существенно дестабилизировать и без того напряженную ситуацию на Ближнем Востоке". "Пока это [заявление Трампа] только некий призыв, будем надеяться, что призывом это и останется", - добавил он.
В свою очередь официальный представитель МИД России Мария Захарова сочла заявление Трампа безответственным и отметила, что подобные высказывания могут оказать негативное влияние на процесс ближневосточного урегулирования.
Союзники не поддержали
Не обрадовались заявлению главы американской администрации и союзники Вашингтона - Германия и Франция. В Берлине заявили, что "приняли [заявление Трампа] к сведению". "Позиция правительства [ФРГ] по Голанским высотам не изменилась и соответствует резолюциям Совета Безопасности ООН, в особенности резолюции 497 1981 года" , - заявила представитель кабинета министров Ульрике Деммер, добавив, что "если государство изменяет границы, то это должно происходить только мирным путем при согласии всех сторон".
В МИД Франции назвали Голанские высоты "оккупированной территорией" и отметили, что признание суверенитета Израиля над ними "будет противоречить международному праву, в частности обязательству государств не признавать незаконную ситуацию". "Голанские высоты являются территорией, занятой Израилем в 1967 году. Франция не признает израильскую аннексию", - подчеркнули во внешнеполитическом ведомстве.
Угроза Ближнему Востоку
Пока не ясно, чем было вызвано брошенное в Twitter заявление президента США, но если оно направлено на то, чтобы таким радикальным способом узнать мнения сторон, то цель достигнута: мир не готов поддержать обострение ситуации на Ближнем Востоке.
Если же за словом последует дело и Соединенные Штаты официально заявят о признании Голанских высот израильской территорией, то это наверняка вызовет всплеск террористической активности как в Израиле, так и, возможно, в Европе.
Вряд ли стоит ожидать, что израильская армия попытается захватить всю территорию Голан и утвердиться там. Но совершенно очевидно, что заявление Вашингтона может отбросить назад и без того застопорившийся процесс ближневосточного урегулирования.
И даже если твит Трампа - это просто камень, с громким всплеском упавший в пруд, круги от него будут расходиться еще очень долго.
Оксана Полищук