Встреча президента США Дональда Трампа и президента Республики Корея (РК) Мун Чжэ Ина состоится 10–11 апреля в Вашингтоне — спустя полтора месяца после Ханойского саммита, на котором Трамп и лидер КНДР Ким Чен Ын не смогли прийти к согласию по вопросам денуклеаризации Корейского полуострова.
Что именно будет обсуждаться?
"Лидеры проведут всеобъемлющие переговоры и обсудят пути укрепления альянса между Вашингтоном и Сеулом и координацию позиций по установлению мира на Корейском полуострове путем полной денуклеаризации", — передало 29 марта информагентство Yonhap заявление Голубого дома (официальная резиденция президента РК).
Пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс в тот же день заявила, что два президента будут обсуждать в первую очередь развитие событий вокруг ракетно-ядерной программы КНДР.
Почему КНДР — во главе повестки?
В отличие от первой сингапурской встречи президента Трампа и лидера КНДР Ким Чен Ына, состоявшейся в июне 2017 года, в Ханое итоговой декларации подписано не было, а совместный обед лидеров США и КНДР был отменен. Назывались причины, по которым саммит завершился не столь удачно, как первый, однако прогресс в деле денуклеаризации Корейского полуострова застопорился.
При этом в ускорении этого процесса заинтересован как сам Трамп, так и лидер РК Мун Чжэ Ин.
Президент Трамп, планирующий переизбраться на второй срок в 2020 году, смог бы снискать одобрение электората в случае заключения взаимовыгодной сделки с Пхеньяном. А Мун Чжэ Ин, рейтинг которого снижается на фоне замедления темпов развития межкорейского сотрудничества, также ждет потепления в отношениях США и КНДР.
Примечательно, что в день объявления предстоящей встречи лидеров США и РК южнокорейский телеканал KBS сообщил, что Пхеньян располагает по меньшей мере 104 объектами, связанными с ее ядерной программой, из которых 40, в представлении Вашингтона и Сеула, должны быть закрыты.
Телеканал также сообщил, что, по данным южнокорейской разведки, Пхеньян практически завершил восстановление ракетного полигона Сохэ.
Чего ждут от встречи эксперты?
По мнению Дуйона Кима, эксперта базирующегося в Вашингтоне Центра новой американской безопасности (Center for a New American Security — CNAS), президент Республики Корея заинтересован в снятии санкций с КНДР для "восстановления межкорейских экономических проектов и регионального экономического сотрудничества".
Как рассказал порталу NK News бывший сотрудник Госдепартамента США Минтаро Оба, предстоящая встреча станет "первой реальной возможностью со времени саммита в Ханое для президента Трампа услышать [мнение] кого-то помимо его ключевых советников".
The New York Times обращает внимание на высказывание спецпредставителя Сеула по вопросам мира и безопасности на Корейском полуострове Ли До Хуна о том, что Сеул будет настаивать на "комплексном решении", предусматривающем поэтапный подход (в отличие от жесткой позиции Вашингтона, предусматривающей снятие санкций с КНДР лишь после полной денуклеаризации).
А газета South China Morning Post отмечает, что Мун Чжэ Ин может предложить Трампу вывести из-под действия санкций промкомплекс в Кэсоне, закрывшийся в февраля 2016 года.