Трамп непредсказуемый. Ужесточение антииранских санкций подтолкнуло нефтяные цены вверх

Крупнейшие покупатели иранской нефти выступили против попыток Вашингтона диктовать им правила внешней торговли
AP Photo/ Gregory Bull

Администрация США вопреки ожиданиям решила с начала мая более не выводить другие страны из-под действия санкций за закупку нефти у Ирана. По заявлению Белого дома, эта мера нацелена на то, чтобы "свести к нулю экспорт иранской нефти, лишив иранский режим основного источника доходов". Фактически речь идет об ужесточении антииранских санкций, под действие которых ввиду их экстерриториального характера подпадают и другие иностранные государства.

По замыслу Вашингтона, боязнь подвергнуться американским рестриктивным мерам подтолкнет эти государства к тому, чтобы прекратить закупки нефти у Ирана и переключиться на других поставщиков, в том числе американских. Аналогичную схему США пытались применить в отношении "Северного потока - 2": под страхом санкций вынудить Германию и другие европейские страны отказаться от строительства трубопровода и одновременно навязать им американский сжиженный природный газ (СПГ).

Правда, в случае с "Северным потоком - 2" эта схема не сработала. И пока нет оснований полагать, что угроза санкций окажется такой уж эффективной на иранском направлении. Во всяком случае Китай, Индия и Турция, входящие в число крупнейших покупателей иранской нефти, выступили против попыток США диктовать другим государствам свои собственные правила внешней торговли.

Тем временем новости о решении президента Дональда Трампа предсказуемого подтолкнули нефтяные цены вверх. А это дало очередной повод задуматься о непредсказуемости и недальновидности главы американской администрации, который постоянно призывает к снижению цен на нефть и одновременно принимает меры, ведущие к росту этих самых цен.

Ноль исключений

Антииранские санкции, включающие запрет на закупку нефти, были восстановлены Вашингтоном вскоре после того, как Трамп принял решение об одностороннем выходе США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) - "ядерной сделки" с Тегераном, участниками которой являлись также Россия, Китай, Великобритания, Германия и Франция.

В ноябре 2018 года США решили на 180 дней сделать исключение из санкционного режима для восьми стран и территорий, импортирующих углеводороды из Ирана, чтобы не допустить роста цен на нефть в мире, а также дать время для поиска альтернатив. По данным газеты The Washington Post, три из них уже сократили импорт иранской нефти до нуля: Греция, Италия и Тайвань. Во всяком случае представитель итальянской энергетической компании Eni заявил во вторник, что та "не работает в Иране" и, более того, прекратила закупки иранской нефти еще осенью 2018 года, поэтому решение о санкциях ее никак не затронет.

Что касается остальной пятерки, то Индия, Китай, Республика Корея, Турция и Япония на протяжении последнего полугода понемногу сокращали объемы импорта нефти из Ирана, однако сильно не беспокоились, ведь, по утверждению газеты The Wall Street Journal, американская администрация до недавнего времени заверяла партнеров в том, что намерена продлить срок действия санкционных исключений. По свидетельству издания, решение не продлевать льготный период застало врасплох и эти страны, и других участников рынка.

В заявлении, с которым выступила пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс, говорится, что такое решение было принято "после внесения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в список иностранных террористических организаций" и "демонстрирует приверженность США уничтожению иранской террористической сети и изменению злонамеренного поведения иранского режима". В нем также подчеркивается стремление США "продолжать и расширять кампанию по оказанию максимального экономического давления" на Иран, который, по американским данным, до 40% доходов получает именно за счет продажи нефти.

О твердом намерении "продолжать нагнетать давление" на Тегеран заявил и госсекретарь США Майкл Помпео. "Отныне мы не будем предоставлять никаких исключений. Мы доводим их до ноля", - подчеркнул глава американского внешнеполитического ведомства.

Ответ Тегерана

Ответная реакция Тегерана не заставила себя долго ждать: там заявили, что решение администрации Трампа "не имеет никакого значения", и пообещали принять "соответствующее твердое решение". В заявлении Министерства иностранных дел Ирана говорится, что оно "находится в контакте со своими зарубежными партнерами" и ведет с ними консультации, итоги которых "будут учтены".

Глава иранского МИД Мохаммад Джавад Зариф подчеркнул: "Эскалация экономического терроризма против иранцев разоблачает панику и отчаяние американского режима и хронические неудачи его клиентов-сообщников".

А министр обороны Ирана Амир Хатами заявил: "Трамп своими действиями угнетает мир, а также растаптывает права человека, международные нормы и подрывает международную безопасность. Это представляет серьезную опасность для всего мира". Он добавил, что самой острой международной проблемой сегодня "является "трампизм", который имеет сходство с нацизмом".

Одними заявлениями министров дело не ограничилось: парламент Ирана во вторник большинством голосов ратифицировал все 14 положений законопроекта о признании Центрального командования (СЕНТКОМ) ВС США "иностранной террористической организацией". Документ вступил в силу сразу после ратификации.

Одно из положений закона предписывает "правительству принимать меры решительного характера против шагов США, которые потенциально могут угрожать интересам Ирана", а также "принимать превентивные меры, чтобы препятствовать США в использовании ими имеющихся ресурсов" против Тегерана. Согласно закону, спецслужбы Ирана должны будут "идентифицировать командный состав СЕНТКОМ, аффилированных с ним лиц для их судебного преследования". Правительству же поручено оказывать "помощь всем юридическим и физическим лицам, которые сотрудничают с КСИР, нанося тем самым вред США".

Закон закрепляет юридические основания для судебного, политического и дипломатического противодействия СЕНТКОМ, американским компаниям, блокирования доступа армии США в регион. Тегеран также получает право на ответные действия против лиц, организаций и стран, помогающих США.

Недовольство импортеров

Импортеры иранской нефти, которые со 2 мая лишатся прежних льгот, отреагировали на решение Вашингтона по-разному. Правительство Японии заявило о намерении провести с США переговоры и заверило, что предпримет все необходимые действия для того, чтобы энергоснабжение страны не пострадало. Спокойная реакция Токио и его готовность пойти навстречу требованиям США объясняется как традиционными партнерскими связями, так и тем, что, по данным Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, около 90% своих потребностей в нефти государство покрывает за счет импорта из стран Ближнего Востока, включая Саудовскую Аравию и ОАЭ. На иранскую нефть приходится только 5% от общего объема поставок в Японию сырья и нефтепродуктов.

Гораздо более нервно отреагировал Китай, который, согласно официальной статистике, в 2018 году импортировал из Ирана 29,27 млн тонн нефти, при этом сократив ее закупки на 6 процентных пунктов по сравнению с предыдущим годом. Тегеран - седьмой по значимости поставщик этого энергоносителя Пекину.

Официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан выступил во вторник с заявлением, в котором подчеркнул, что Пекин "категорически против однобоких санкций США". По словам дипломата, "действия американской стороны усиливают нестабильность на Ближнем Востоке и на международных рынках энергоносителей".

"Мы требуем, чтобы Вашингтон уважал интересы Пекина, учитывал нашу обеспокоенность и воздерживался от ошибочных шагов, наносящих ущерб КНР", - заявил Гэн Шуан. Он подчеркнул, что Китай осуществляет взаимодействие с Ираном на законной основе и будет защищать права национального бизнеса. "Мы требуем от американской стороны действовать ответственно, играть конструктивную роль, а не наоборот", - подытожил дипломат и добавил, что власти КНР уже сделали представление США по данному поводу.

Жестко высказалась и Турция, которая основную часть импортной нефти получает как раз из Ирана. "Турция отвергает односторонние санкции, а также выступает против того, чтобы США навязывали методы построения отношений с соседними странами", - заявил глава турецкого внешнеполитического ведомства Мевлют Чавушоглу. Он добавил, что, вопреки объяснениям Белого дома, его решение "не скажется позитивно на мире и стабильности в регионе", более того, нанесет ущерб не правящему режиму, а народу Ирана.

Даже в Евросоюзе, который решение Трампа напрямую вроде бы не затрагивает, выразили сожаление по поводу непродления льготного периода для импортеров иранской нефти. Как отметила представитель внешнеполитической службы ЕС Майя Косьянчич, это решение "вновь подрывает выполнение СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий - прим. ТАСС) по иранской ядерной программе". Она также подчеркнула, что ЕС "привержен выполнению СВПД до тех пор, пока Иран выполняет свои обязательства".

Цены пошли вверх

Объявив о непродлении льготного периода для импортеров иранской нефти, Вашингтон одновременно пообещал не допустить дефицита нефти на мировом рынке. "США, Саудовская Аравия и ОАЭ <...> наряду с нашими друзьями и союзниками привержены обеспечению мировых рынков нефтью в достаточном объеме. Мы договорились предпринять своевременные действия, чтобы глобальный спрос на нефть был удовлетворен после того, как иранская нефть прекратит поступать на рынки", - заверила пресс-секретарь Белого дома.

Министр иностранных дел Саудовской Аравии Ибрагим аль-Асаф и в самом деле приветствовал решение Вашингтона, которое "необходимо, чтобы заставить Иран прекратить свою дестабилизирующую политику, поддержку и спонсирование терроризма во всем мире".

Он также обратил внимание на заявление министра энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Халеда бен Абдель Азиза аль-Фалеха о том, что Саудовская Аравия намерена продолжать свою политику, направленную на постоянную стабилизацию рынков, избегая дисбаланса, и будет координировать работу с другими производителями нефти.

Вопреки этим заверениям, рынок прогнозируемо отреагировал на решение Вашингтона ростом нефтяных цен. Они подскочили в понедельник сразу после заявления представителя Белого дома, а во вторник рост продолжился. В середине дня стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в июне 2019 года на лондонской бирже ICE поднималась до $74,69 за баррель, достигнув, таким образом, максимума с начала года. И вполне вероятно, что это далеко не предел.

Таким образом, Трамп в очередной раз наступил на горло собственной песне: он постоянно критиковал мировых экспортеров нефти за высокие цены на углеводородное сырье, а вот теперь сам же предпринял шаг, который подтолкнул нефтяные цены вверх. Подобное поведение главы американской администрации заставляет задуматься над тем, насколько осознанной и просчитанной является его политика, особенно в области санкций.

Хотя в данном случае американские санкции против Ирана явно идут на пользу России: наша страна - крупнейший мировой экспортер нефти, и если президент США своими  действиями способствует росту цен на углеводородное сырье, остается лишь его поблагодарить.

Андрей Низамутдинов