Первая сессия Европейского парламента открывается сегодня, 2 июля, на фоне неразрешенного спора. Народные избранники, представляющие 28 стран Европы, не сходятся во мнениях по кадровому вопросу: кто заслуживает занять пять главных постов на политической лестнице Евросоюза, включая должность главы Европейской комиссии, заменяющей Европе правительство. Причина расхождений — отсутствие большинства в Европарламенте. Договариваться приходится группам консерваторов, либералов и социал-демократов, которых поддерживают соответственно Германия, Франция и Испания.
Дискуссии затягиваются
Европейские лидеры стремились оформить соглашение до 2 июля, когда Европарламент снова откроет свои двери. Однако добиться быстрого успеха не удалось. Накануне экстренный саммит в Брюсселе не принес результата, несмотря на свою рекордную продолжительность. Совещание, начавшееся в полдень 30 июня, продлилось до 6 утра 1 июля, заняв в общей сложности 18 часов. Из усилий переговорщиков ничего не вышло: соглашение, на которое осторожно намекали лидеры ЕС до начала встречи, наоборот, утратило свои контуры.
Днем ранее лидерам Франции и Германии удалось прийти к взаимопониманию на полях саммита G20 в Осаке. Главы двух ведущих стран Евросоюза договорились о том, что на первый пост в ЕС может рассчитывать представитель социал-демократических сил Франс Тиммерманс. Однако против его кандидатуры выступили ультраконсервативные правительства Италии, Польши и Венгрии. По правилам ЕС, чтобы получить главную в Европе должность, требуется согласие 22 стран из 28, представляющих не менее 65% общего населения союза. Такого вотума доверия у Тиммерманса пока нет.
Предложите нам кого-нибудь еще
В основе расхождений между европейскими странами — принципиальная разница подходов, на которых настаивают главные участники игры. Некоторые из них вписываются в избирательную логику, другие исходят из представлений о политическом весе, которым должен быть наделен будущий глава ЕС. Консерваторы во главе с Ангелой Меркель уверены, что во главе Еврокомиссии должен встать представитель силы, набравшей больше всего голосов на выборах в Европарламент. В ходе голосования 2019 года эту задачу решили единомышленники Меркель: партии умеренно-правой части спектра получили в общей сложности 24% голосов избирателей.
Еще в 2018 году на общем съезде консерваторы утвердили свою кандидатуру в главы ЕС — баварца Манфреда Вебера. Предполагалось, что его избрание предрешено. Однако консерваторы получили на выборах меньше голосов, чем рассчитывали, и их лидерство оказалось под сомнением. Меркель попробовала сформировать коалицию в поддержку Вебера — и не смогла.
Против политической воли Берлина выступил президент Франции Эмманюэль Макрон, предложивший другой подход к избранию лидеров ЕС. Глава Пятой республики призвал поставить во главе союза политика, имеющего солидный международный и внутренний управленческий опыт. Манфред Вебер не соответствует ни одному из этих двух критериев, поскольку никогда не занимал значимых выборных постов. У Франции нашлись другие кандидаты — бывший министр иностранных дел страны Мишель Барнье, представительница Дании, еврокомиссар по конкуренции Маргрет Вестагер и Франс Тиммерманс, занимающий и поныне пост первого заместителя главы Еврокомиссии и, следовательно, знающий европолитику изнутри.
У Германии есть недоброжелатели
"В ходе консультаций оказалось, что многие в Европе не хотели бы, чтобы Еврокомиссию возглавил Манфред Вебер. Одна из причин в том, что он немец, а в ЕС успело сложиться мнение, будто Германия стала слишком влиятельной. Ее силу нужно тем или иным образом уравновесить, а значит, отыскать другого кандидата", — прокомментировал в разговоре с ТАСС ход переговоров российский политолог, заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его мнению, роль в неудаче Вебера играет амбициозность Эмманюэля Макрона, стремящегося избавиться от роли младшего партнера Берлина. "Макрон не хочет быть вторым, и сегодня он чувствует себя сильнее на фоне Меркель, превратившейся в уходящего политика — "хромую утку". Он не хочет следовать дорогой своего предшественника Франсуа Олланда, шедшего в фарватере Меркель и критиковавшегося за это", — говорит Макаркин.
Нежелание Макрона и его сторонников рассматривать кандидатуру Вебера вылилось в конфронтацию с Берлином. В июне 2019 года, перечисляя возможных кандидатов на пост главы Еврокомиссии, Макрон озвучил пять фамилий, но "забыл" даже упомянуть про возможность избрания Вебера. Чуть позже лидер макронистов в Европарламенте экс-министр Франции по делам Европы Натали Луазо на закрытой встрече с журналистами позволила себе уничижительные высказывания о немецком претенденте. И хотя разговор не был предназначен для публикации, СМИ сообщили, что, по мнению Парижа, Вебер не обладает качествами государственного деятеля, необходимыми для столь высокого поста, поскольку "ничего в жизни не достиг".
Под давлением Макрона Ангела Меркель согласилась пойти на уступки. Париж и Берлин заключили неофициальное соглашение на полях саммита G20 в Осаке. Вебера согласились заменить на Тиммерманса. В качестве компенсации консерваторы должны были получить посты верховного комиссара ЕС по международным делам и спикера Европарламента. Однако и на этом спор за власть не завершился. Поддержать решение Меркель отказались ее собственные союзники-консерваторы. В глазах многих из них авторитет Меркель уже давно существенно подорван. Но так открыто против канцлера ФРГ они выступили впервые.
Вернуть Манфреда Вебера
В ходе саммита в Брюсселе 30 июня — 1 июля выяснилось, что немецкие консерваторы не в состоянии убедить своих союзников из других стран Европы. Мнение оппозиции выразил премьер-министр Ирландии Лео Варадкар: "Большинство глав правительств, принадлежащих к правым, убеждено, что мы не должны отказываться от права на пост председателя Еврокомиссии с такой легкостью, как это сейчас происходит". Его поддержал премьер Болгарии, тоже консерватор, Бойко Борисов. "Меркель — глава Христианско-демократического союза в Германии, но не всех европейских умеренно-правых", — прямо заявил восточноевропеец.
Против высказался и правый премьер Венгрии Виктор Орбан, имеющий личные счеты с Франсом Тиммермансом. В качестве первого заместителя главы Еврокомиссии Тиммерманс выступал как обвинитель Будапешта в деле о предполагаемом сворачивании демократических свобод венгерскими властями. По той же причине Тиммерманса не любят и в Польше. О несогласии с его кандидатурой заявляют также и в Италии: там возмущены тем, что левый (Тиммерманс представляет социал-демократов) будет избран по итогам выборов, победу на которых, пусть и не безоговорочную, одержали правые. Формируется оппозиция, совладать с которой Макрону и Меркель будет непросто.
После того как саммит в Брюсселе принес неудачу, европейские политики начали консультации о новой встрече на высшем уровне. В качестве неофициальной даты называют 15 июля. В этот день Европарламент должен будет собраться на свою вторую сессию — все еще под руководством старых лидеров.
Игорь Гашков