Участие в историческом голосовании приняли 50,9% избирателей — больше, чем на последних выборах президента в 2017 году.
На новый основной закон возлагаются большие надежды. "Пока конституция нас разделяла. Теперь мы должны вместе работать над тем, чтобы новая конституция создала условия для единства и стабильности", — сказал в обращении к гражданам глава государства Себастьян Пиньера после голосования.
Способ формирования Учредительного собрания, которое будет писать призванную объединить чилийцев конституцию, также был вынесен на голосование. Большинство граждан страны решили, что все 155 членов органа будут выбраны путем голосования. При этом обязательное требование — в Учредительное собрание должно войти почти поровну мужчин и женщин.
Выборы пройдут в апреле следующего года. Референдум о принятии новой конституции запланирован на первое полугодие 2022 года. В основной закон войдут только те статьи, которые поддержат две трети членов Учредительного собрания. Если составителям документа не удастся достичь согласия по какому-то вопросу, он будет регулироваться обычными законами.
Во имя социального равенства
Принятие новой конституции было одним из требований участников массовых манифестаций, охвативших Чили в прошлом году. Протесты начались в Сантьяго 14 октября после того, как стоимость проезда в метро выросла в среднем на 30 песо (0,04 доллара), а затем охватили и другие города страны. В ходе столкновений и беспорядков, которые сопровождали протесты, погибли не менее 20 человек. Из-за актов вандализма и мародерства власти ввели комендантский час и отказались от проведения саммита лидеров стран — участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в ноябре и Конференции ООН по изменению климата в декабре 2019 года.
В прошлогодних протестах участвовали не только бедные и маргинальные слои населения — крупнейшая акция протеста в столице Чили, по данным властей, собрала более 1 млн человек, при этом всего в городе живут около 8 млн. Повышение стоимости проезда стало последней каплей для граждан, недовольных социальным неравенством. По данным Организации экономического сотрудничества и развития за 2017 год, 20% самых богатых чилийцев получают в 10,3 раза больше 20% самых бедных, при этом в среднем этот показатель среди стран — членов организации — 5,4.
Для борьбы с неравенством и нужна новая конституция, считают сторонники изменения основного закона. По их мнению, действующий документ не позволяет провести реформы, которые просит общество, среди которых образовательная и пенсионная. Сегодня бесплатно получить высшее образование в Чили, несмотря на проведенную в 2015 году реформу, могут ограниченные категории граждан, при этом стоимость обучения по отношению к размеру средней зарплаты остается высокой и делает его недоступным для многих. Пенсионная система, которая управляется частными фондами, также подвергается острой критике из-за низких выплат. В частных руках находится значительная часть сфер здравоохранения, образования и коммунальных услуг.
Режим Пиночета придерживался неолиберальной модели экономического развития, и принятая им конституция защищала эти принципы и правящую элиту. Сторонники же нового основного закона хотят заложить в него основы для социального государства.
Наследие военного режима
С момента восстановления в Чили демократии в основной закон несколько раз вносились поправки, хотя процедура, закрепленная в самой конституции, делает процесс их одобрения крайне сложным. Наиболее заметные изменения были осуществлены в 1989 году, когда были отменены статьи, ограничивающие политический плюрализм и разрешающие политическое преследование, и в 2005 году, когда, в частности, вооруженные силы лишились возможности назначать часть сенаторов. Но для многих граждан республики главная проблема действующей конституции даже не ее текст, а то, кем она была написана и одобрена.
Годы правления генерала Аугусто Пиночета — темные страницы в истории страны для большинства чилийцев, и сегодня значительная часть общества, особенно молодежь, отвергает все, что напоминает о том времени. Кадры с военными, патрулирующими улицы Сантьяго во время волны протестов и беспорядков в прошлом году, мгновенно ассоциировались с военным режимом и вызывали больше негодования в социальных сетях, чем действия вандалов.
Затянуться ранам, которые оставила диктатура, мешает и то, что чилийское общество так и не увидело торжество правосудия — Пиночет умер в 2006 году до завершения судебных процессов в его отношении из-за убийств и пыток оппозиционеров. Отказ от одобренной им конституции видится многими как восстановление долгожданной справедливости.
Впрочем, корень зла в действующей конституции видят не все. Из 346 коммун, на которые разделена страна, в пяти на референдуме победили противники изменения основного закона. В одном случае речь идет о чилийской зоне в Антарктиде, где голосовали служащие на расположенной там базе военные и ученые, в другом — о небольшой коммуне на границе с Боливией. Остальные три коммуны — это районы Сантьяго, которые входят в пятерку столичных коммун с самыми высокими доходами населения. Именно в этих районах живут чилийцы, находящиеся на другом полюсе социального неравенства.
Противники изменения основного закона считают, что Чили добилась экономического роста при действующей конституции, и не видят необходимости полного отказа от нее. Более того, некоторые аналитики опасаются, что неопределенность относительно будущего курса страны, возникшая после референдума, может уже сейчас привести к снижению иностранных инвестиций, которые так необходимы стране в условиях кризиса, который усугубила пандемия.
Новый этап
Под вопрос ставят и эффективность изменения текущего положения путем написания новой конституции. В конце концов, прописать что-то в основном законе и воплотить это в жизнь — это разные вещи. Даже левоцентристское правительство экс-президента Мишель Бачелет, начавшее реформу образования, признавало, что государство не может позволить сделать бесплатное обучение в вузах доступным для всех.
Найдутся ли у государства деньги на другие социальные реформы, даже если новая конституция обяжет их провести? Не будет ли стоить новый основной закон экономического роста Чили? Такие вопросы задают противники написания конституции с чистого листа.
И хотя ответов на эти вопросы, как и на другие, касающиеся будущей конституции, нет, пока в чилийском обществе царит эйфория. Тысячи жителей страны вышли на улицы после референдума, чтобы отпраздновать начало нового этапа в жизни страны. Каким будет этот этап, покажет время, но большинство чилийцев сейчас, после года протестов, беспорядков и карантинных ограничений, смотрят в будущее с надеждой.
Елена Кондратьева, Буэнос-Айрес