МОСКВА, 11 октября. /ТАСС/. Пассажиропоток на Московском центральном кольце (МЦК) после ввода платы за проезд упадет на 20%, но спустя некоторое время вернется на существующий уровень. Как считают эксперты, опрошенные корреспондентом ТАСС, пассажиры по достоинству оценили новую услугу и в будущем продолжат пользоваться кольцом как самостоятельной транспортной системой.
Пассажиропоток временно упадет
По мнению председателя Союза пассажиров Кирилла Янкова, в первое время после ввода платы за проезд пассажиропоток МЦК упадет на 15-20%. "Данные, которые были обнародованы недавно, это 200 тыс. пассажиров в сутки за первый месяц работы, это очень неплохо. Вопрос состоит в том, насколько уменьшится количество пассажиров, когда начнется эксплуатация на обычной платной основе. Мой прогноз, что будет спад на 15-20%", - сказал он.
"Если в день МЦК будет пользоваться не 200, а 160 или 170 тыс., это все равно очень неплохой результат", - отметил Янков.
Согласен с ним и ведущий научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко. "Что касается количества пассажиров, конечно, многих кольцо сейчас привлекает тем, что оно бесплатно в отличие от метро. Я думаю, что глобального оттока пассажиров не будет. Мой прогноз такой: где-то процентов на двадцать после введения платы пассажиропоток упадет, но потом достаточно быстро вырастет до нынешних значений, а дальше будет расти еще больше", - пояснил собеседник агентства.
МЦК будет востребованной транспортной системой
Руководитель направления "Общественный транспорт" экспертного центра Probok.Net Александр Чекмарев уверен, что взимание платы за проезд "серьезно не отразится на пассажиропотоке". "Уже прошел тот период времени, когда люди там просто катались, они уже используют его как транспортную систему. Поскольку МЦК переходит на единую тарифную систему с городским транспортом, я не думаю, что введение платы за проезд на этом глобально отразится. Оплачивать МЦК надо будет, как и любой другой вид транспорта, при этом в случае с пересадкой на метро не нужно будет доплачивать за пересадки", - сказал он.
"Очевидно, что МЦК очень востребовано, это факт. Видно, что пассажиропоток для первого месяца даже превысил все ожидания. Это как в пиковое время, когда нагрузка на отдельные перегоны очень высокая, так и внепиковые часы, когда две трети сидячих мест обычно заняты вплоть до позднего вечера. Сейчас даже обсуждаются варианты, как бы уменьшить интервалы в час пик, тем самым увеличив провозную способность", - отметил эксперт.
Недоработки есть
Эксперты по-прежнему отмечают ряд ошибок, которые были допущены в ходе проектирования и строительства кольца. В частности, по словам Янкова, речь идет о неудобных пересадках на метро и радиальные линии железных дорог. "Я хочу заметить, что провозная способность МЦК не так уж велика. "Ласточка" пятивагонная, проезд не как в метро, а как в электричке, есть проблемы на входах и выходах, на некоторых станциях они просто слишком узкие и не справятся с очень большим пассажиропотоком", - подчеркнул эксперт.
"Я думаю, что как раз под те провозные мощности, которые реально есть сейчас, пассажиропоток нормальный, и в будущем он будет только расти. После обустройства более удобных пересадок и на радиальные линии метро, и на радиальные линии железных дорог", - пояснил Янков.
Трофименко назвал "слабой стороной проекта" организацию дорожного движения вблизи станций кольца. "Не до конца продумана схема организации дорожного движения в районе станций, где-то нет переходов, светофоров, удобных стоянок. Кольцо не строили, а запустили пассажирское движение по дороге, которая была построена еще "при царях", - полагает эксперт.
"Поскольку кольцо было запущено в полутестовом режиме, я думаю, что здесь это будет приведено в соответствие в течение какого-то времени. В целом проект не разочаровал", - добавил собеседник агентства.
Квартиры рядом с МЦК не подорожают
Утверждения о том, что после запуска МЦК цены на жилье в ближайших кварталах стремительно вырастут, на поверку оказались несостоятельными, считает руководитель отдела городской недвижимости Центрального офиса компании "НДВ-Недвижимость" Александр Мурашов. По его словам, главной причиной этого стало то, что МЦК интегрировано в уже сложившуюся транспортную инфраструктуру города. Например, многие станции кольца расположены около действующих станций метро и связаны с ними пересадочными узлами.
"Нельзя сказать, что МЦК явилось каким-то фактором повышения привлекательности расположенных поблизости объектов недвижимости и фактором роста цены", - подчеркнул Мурашов.
"Отдельно стоит рассмотреть районы возле станций МЦК: Коптево, Лихоборы, Ростокино, Соколиную гору, Андроновку, которые расположены в густонаселенных районах, где раньше поблизости не было метро. Увеличения цен и здесь не произошло. Просто с открытием станций сами по себе районы стали более интересны для потенциальных покупателей, улучшилась их ликвидность", - добавил эксперт.
Позиция столичных властей
По данным столичного департамента транспорта, в первый месяц работы Московского центрального кольца его услугами воспользовалось 6 млн человек. Открытие МЦК позволило сократить москвичам и гостям столицы время в пути на ряде маршрутов более чем на 20 минут. Наиболее популярными у пассажиров стали станции МЦК, интегрированные со станциями метрополитена. При этом 30% составили пассажиры станций, связанных с метро в "теплом контуре".
"Решением Мэра Москвы на протяжении первого месяца работы проезд по МЦК был бесплатным для пассажиров. Уже в первые дни пассажиропоток превысил прогнозируемый в три раза. Горожане смогли познакомиться с новой транспортной инфраструктурой в бесплатный месяц ее функционирования и стали пользоваться МЦК как одним из основных видов городского пассажирского транспорта", - сказали в пресс-службе департамента.
Бесплатный месяц работы МЦК позволил специалистам учесть пожелания более 1 тыс. горожан и внести порядка 400 изменений в работу новой транспортной магистрали. Так, по просьбам пассажиров, было добавлено 2 тыс. дополнительных элементов навигации, которые позволяют быстрее осуществлять переход с одного вида транспорта на другой, легче ориентироваться в пространстве ТПУ. Также по просьбам пассажиров были добавлены аудиообъявления о нахождении платформы слева/справа при прибытии составов на станции.