Летчик Роман Аранин в 2004 году сломал позвоночник при неудачном полете. На реабилитацию ушло пять лет, за которые Роман вновь научился разговаривать и частично управлять руками и пальцами. Однажды в Светлогорске он попробовал проехать на инвалидной коляске по крутому спуску к пляжу и упал с нее прямо на асфальт. С ним был институтский друг и блестящий инженер Борис, с которым после этой ситуации они решили создать первую высокотехнологичную коляску российского производства. Друзья увидели, что на тот момент инвалиды чаще всего обращались в Фонд социального страхования с мелкими поломками своих колясок, как правило, китайского производства. Обычно вопрос решался покупкой новой коляски. Приобрести комплектующие было сложно, а тот же "мотор-редуктор привезти в Россию было почти невозможно".
10 тыс. евро на открытие мастерской одолжили однокурсники. А в 2014 году предприниматели подали и защитили проект в Фонде региональных социальных программ "Наше будущее", учрежденном Вагитом Алекперовым (президент российской нефтяной компании "Лукойл", второй по объему нефтедобычи в России). Полученный заем 5 млн рублей позволил уже не делать коляски в гараже, а запустить полноценную мастерскую в Калининграде и также организовать большой склад с запчастями, российскими, китайскими и американскими. После этого Борис и Роман уже официально смогли договориться о работе с Фондом социального страхования, который компенсировал ремонт колясок инвалидам, чтобы они могли обращаться в "Обсервер", а с полученными после ремонта документами возмещать эти средства.
В конце 2015 года предприниматели решили запустить массовое производство колясок-вездеходов. Пилотные модели снимали в Светлогорске, и неожиданно для самого предпринимателя во время фотосессии коляска поехала по ступенькам — сиденье автоматически ушло назад, но он остался в том же горизонтальном положении, в котором и был. Процесс успели снять на видео, выложили в соцсети, и оно набрало 250 тыс. просмотров. Это стало поворотным моментом — с этих пор компания стала получать заказы со всего мира. Роман не только смог улучшить качество своей жизни, создав коляску для себя, с помощью которой решал бытовые задачи и стал активно проводить время с детьми, но и подарить определенную свободу передвижения инвалидам, которые были заложниками своих домов без лифтов.
В 2016 году Роман с командой инженеров взялся за разработку неавтоматизированной модели коляски наподобие тех, что государство закупало для инвалидов в Китае. В 2018 году было принято решение строить полноценную фабрику. С проектом фабрики команда Аранина подала заявку на участие в конкурсе социальных проектов, и Фонд развития промышленности Калининградской области выделил 80 млн на строительство. Еще 25 млн рублей ушло на станки и 20 млн рублей — на комплектующие. О грандиозной задумке Аранина узнала одна из самых именитых дизайнеров интерьеров в Москве Дарья Колесова. Она так впечатлилась фильмом и идеей предпринимателя, что предложила бесплатно сделать для него дизайн-проект красивого промышленного предприятия.
Торжественное открытие провели Министром труда и социальной защиты Антоном Котяковым в октябре 2020 года. С тех пор отгрузили 140 колясок примерно на 16 млн рублей. Аранин рассчитывает в 2021 году выйти на производство 700 массовых колясок в год, на следующий год ставит планку 1,5 тыс. На тот момент сбыта не было, склад оказался забит, но продаж с марта по июнь не было, поэтому проблем с зарубежными комплектующими не возникло. Сейчас продажи практически полностью восстановились, потому что "Обсервер" выиграл аукцион по закупкам массовых колясок для инвалидов от Фонда социального страхования и переживает теперь, чтобы держать марку и оперативно поставлять свою продукцию в регионы. В 2020 году "Обсервер" произвел около 600 колясок, а выручка в 2020 году составила около 80 млн рублей, и Аранин надеется, что в 2021 году будет больше благодаря продаже адаптационного оборудования для колясочников — подъемных платформ и лифтов. В планах предпринимателя — адаптировать российские пляжи по всей России для колясочников.