Все новости

Энергия жизни: как кудымкарский фермер построил новый бизнес на микрозелени

Основатель фермы Micro lifted в Кудымкаре самозанятый Павел Демин рассказал ТАСС о том, как в пандемию освоил выращивание микрозелени и первым в городе стал поставлять ее в местные кафе
Основатель фермы Micro lifted в Кудымкаре Павел Демин Анна Иванцова/ТАСС
Описание
Основатель фермы Micro lifted в Кудымкаре Павел Демин
© Анна Иванцова/ТАСС

Основатель фермы Micro lifted в Кудымкаре самозанятый Павел Демин рассказал ТАСС о том, как в пандемию освоил выращивание микрозелени, первым в городе стал поставлять ее в местные кафе и почему сити-фермерство вошло в Атлас профессий будущего.

В феврале 2020 года специалист по защите информации Павел Демин съездил к друзьям в Сочи на отдых. Они в то время запустили ферму микрозелени (молодые побеги растений, которые используются как в пищу, так и для украшения блюд — прим. ТАСС) и дали продегустировать коктейль и салат с зеленью подсолнуха и редиса. Оставшись под впечатлением от вкуса и новой интересной отрасли фермерства, Павел вернулся домой и начал думать о том, чтобы начать первым выращивать микрозелень в родном Кудымкаре, в Пермском крае.

"Я вегетарианец, отсюда такое желание. Давно уже хотелось в своем маленьком городе найти источник живых витаминов. Микрозелени у нас не было, а магазине продавалась уже взрослая зелень, которая не сравнится по пользе с первыми ростками, в которых концентрация всех витаминов и хлорофилла в десятки раз выше. Я начал ее выращивать дома и каждый день потреблял в больших количествах вместо фруктов, которые у нас если и появляются, то стоят очень дорого. Микрозелень казалась отличной альтернативой. В 2017 году профессия сити-фермера вошла в Атлас профессий будущего "Сколково". Кажется, это будущее уже наступило. Потребность в здоровых органических продуктах для жителей городов только растет", — рассказывает Павел.

Тогда же он узнал, что в Москве проводится выставка-конференция по городскому растениеводству "Сити-фермер". В течение трех дней посетители мероприятия узнают о тонкостях выращивания растений в закрытых помещениях. Выставки, лекции и мастер-классы полезны как начинающим гроверам, так и профессионалам.

"Я первый раз посмотрел это мероприятие в онлайн-формате и подписался на нескольких блогеров, которые не только выращивают микрозелень, но и обучают этому ремеслу в социальных сетях", — говорит Павел.

После этого он искренне загорелся идеей и решил попробовать заняться сити-фермерством, начав с набора из десяти культур. Это были горох, редис фиолетовый, рукола и другие растения. Такой набор обошелся всего в 3 тыс. рублей. Павел собрал стеллаж со светом, купил джутовые коврики, заказал контейнеры, потратив еще около 16 тыс. рублей. Так он сделал свои первые шаги в деле выращивания микрозелени.

Профессиональный уровень

Чтобы не оставаться любителем, а выйти на профессиональный уровень, Павел решил пройти специальное обучение. Поэтому он заказал персональный двухмесячный онлайн-курс за 6 тыс. рублей у одной из самых известных сити-фермеров Пермского края Анны Поносовой.

"Она провела для меня консультацию, после которой последовало обучение с практикой. Уже в октябре 2020 года я начал оборудовать специализированное помещение для выращивания микрозелени в 26 кв. м. Поскольку в квартире было сложно сохранять условия низкой температуры, необходимые росткам, я решил использовать для своей вертикальной фермы летний флигель своего дома. Провел там отопление, построил стеллажи", — рассказал предприниматель.

Но и в специально отведенном помещении у фермера возникли сложности — зелень пересыхала, ей требовался полив один-два раза в сутки. Помимо этого, некоторым культурам был нужен профессиональный свет — под обычным солнечным они не растут.

"Выяснилось много нюансов. Например, микрозелень сажают очень часто, поэтому самый главный враг сити-фермера — плесень. Если температура в помещении выше плюс 24 градусов, то она появляется. Поэтому воздух должен обновляться полностью три раза за час. То есть система вентиляции должна покрывать три объема помещения в час. Более того, некоторым культурам нужен питательный раствор — без дополнительных добавок они не будут расти", — объясняет Павел.

Помимо вентиляции, он автоматизировал систему отопления, подключив его к "умной" розетке, которую приобрел в маркетплейсе AliExpress. Управлять ей можно дистанционно со смартфона, регулируя температуру и влажность.

Таким образом, меньше чем за год он своими руками создал ферму, которой дал название Micro lifted. Чтобы легализовать свою деятельность, он зарегистрировался как самозанятый — это специальный налоговый режим, по которому зарегистрировавшийся в приложении "Мой налог" может легально платить со своего дохода по льготной ставке: 4% — при работе с физическими лицами, 6% — с юридическими лицами.

Для веганов и зожников

После первых успешных продаж он решил расширить каналы сбыта, начав сотрудничать с ресторанами и кафе. В Кудымкаре, где население составляет 30 тыс. человек, был всего один ресторан и пять кафе. И основатель одного из них — "Кофею" — решил использовать микрозелень сити-фермера в сэндвичах. Растения поставлялись в боксах.

Однако главный канал продаж, на который сделал ставку предприниматель, — социальная сеть обмена фотографиями и видеозаписями Instagram. Продавать зелень он начал через личный аккаунт в середине декабря 2020 года и параллельно заполнял бизнес-аккаунт.

Сначала он угощал друзей, которые делились своими впечатлениями в stories, увеличивая тем самым охват аудитории и узнаваемость аккаунтов. Также проводил конкурсы, в которых разыгрывал зеленые боксы за репост. Целевой аудиторией продукта предприниматель видел семьи с детьми, приверженцев веганства и тех, кто придерживается здорового образа жизни.

Самый бурный спрос на микрозелень фермера наблюдался в преддверии Нового года, поскольку растения — популярный компонент для салатов и их украшения. Именно в этот период предприниматель смог окупить все свои вложения в дело. "Первый же урожай под Новый год принес 25 тыс. рублей. Свою роль сыграл и в целом тренд на здоровое питание, и активный рост интернет-продаж на фоне пандемии", — говорит предприниматель.

В мае о фермере написала самая популярная местная газета. А через пару недель сюжет о нем вышел на одном из телеканалов. В репортажах были ссылки на ферму в соцсетях "ВКонтакте" и Instagram. Это способствовало дополнительному приросту подписчиков. Однако после новогодних праздников сезонный спрос пошел на спад. "В нашем регионе у многих есть свои огороды, где люди сами выращивают зелень. Плюс — началось время отпусков. Поэтому в весенне-летнее время я начал продавать меньше, в среднем — на 10 тыс. рублей. Спасают рестораны, которые используют микрозелень в своем меню. Они приносят 40% заработка", — объясняет фермер.

Планы развития

Масштабировать бизнес на ближайший город-миллионник — Пермь — фермер пока не готов. По его словам, там и так большая концентрация ферм микрозелени. Между прочим, третья после Москвы и Петербурга. "Из-за этого происходит демпинг, и они продают свою зелень дешевле, чем я в Кудымкаре", — уточнил предприниматель.

По его словам, цена на все виды зелени в Micro lifted единая — контейнер стоит до 150 рублей. Для маленьких культур (рукола, кресс-салат, брокколи, кольраби, кейл — прим. ТАСС) 120–130 рублей. Хватает его на шесть-семь приемов пищи. 

"У меня сейчас стеллаж загружен на 160 боксов — это около 60% от максимально возможной загрузки. Это 70 боксов в неделю, то есть каждый день, в хорошем случае, боксов по десять продавать. Какую-то часть продаю, какую-то часть могу съесть", — говорит предприниматель.

Сейчас Павел планирует воспользоваться господдержкой — рассматривает кредит для самозанятых в МСП Банке (дочерний банк Корпорации МСП, которая входит в структуру ВЭБ.РФ и занимается поддержкой малого и среднего предпринимательства — прим. ТАСС). По словам фермера, финансирование поможет ему "к новому сезону быть готовым удовлетворить спрос и купить еще один стеллаж для выращивания микрозелени".

"У меня пока стоит один стеллаж. Хочется, чтобы зимой работало два. Также сейчас у меня в планах запустить больше таргетированной рекламы. Я пока готовлю креативные проекты для продвижения в Instagram. Будут видео о том, почему полезна микрозелень, как ее используют для приготовления блюд. Также думаю о сотрудничестве с фруктовыми и овощными лавками. Более масштабные планы — начать выращивать клубнику и пищевые цветы для кондитерских — виолу, настурцию", — добавляет предприниматель.

Беседовала Анна Садова