Основатель подмосковного отеля для кошек "Генерал Мяу" Николай Лаврентьев рассказал ТАСС, почему вместо юридической карьеры предпочел ухаживать за домашними животными, как построил на этом бизнес, и есть ли номера класса "люкс" в его отеле.
Из юриста в "кошачьего" отельера
Я более 10 лет работал юристом, причем весьма успешно. В моем портфолио есть множество интересных выигранных дел, например, в 2010 году я взыскал самый крупный на сегодняшний день моральный ущерб за ДТП, в котором пострадавшему был причинен легкий вред здоровью – 270 тыс. рублей.
Однако в 2017 году правовая рутина порядком поднадоела, поэтому я начал задумываться о создании собственного бизнеса. Вдохновителями в выборе ниши стали новоиспеченные члены семьи – кот Ночка, которого мы с супругой подобрали на дороге, чуть не перепутав с шерстяными варежками, и его подруга кошка Фиби, появившаяся у нас позже.
Надо сказать, что я с детства хотел завести домашних животных, но не мог, так как у мамы была аллергия. А тут давняя мечта осуществилась: новых красок в жизнь добавили питомцы. В конце концов, всегда есть на кого свалить вину за случайно разбитую вазу!
Однажды у нас с женой встал острый вопрос – где оставить своих животных во время отпуска. Качественных фирм, которым мы могли без опасений доверить любимцев, вблизи не нашлось. Тогда решили, что сами создадим отель для кошечек и его главными особенностями сделаем кристальную чистоту "номеров" и возможность наблюдать за питомцами в онлайн-режиме по видеосвязи.
Для начала предстояло выбрать подходящую локацию, и в этом помог портал "Бизнес-навигатор МСП" (интернет-платформа Корпорации МСП, созданная для помощи предпринимателям в открытии или расширении бизнеса – прим. ТАСС). Помещение площадью 40 кв. м мы арендовали в 2019 году городе Реутов, в 15 минутах ходьбы от метро.
Очень советую на старте своего дела использовать сервисы "Бизнес-навигатора МСП", чтобы сократить время на поиск того района, где будет обеспечен хороший спрос на ваш продукт или услугу, и выбор помещения для аренды. К тому же на портале можно сделать расчет рентабельности бизнеса, и эти показатели, как в моем и тысячах других случаев, подтверждаются на практике.
Первые сложности
Главной сложностью на этапе подготовки отеля к открытию стал выбор материалов для "номеров". Внутренние стенки, полы и потолки мы решили делать из дерева, чтобы проводить уборку и кварцевание до и после каждого гостя без ущерба для его здоровья. Стеклянной оставалась в таком случае только лицевая сторона – чтобы была возможность наблюдать за животными.
Причем для лицевой стороны нам требовалось исключительно каленое стекло. Объясню разницу: при ударе обычное стекло разбивается на осколки и может нанести непоправимый вред постояльцу, а каленое рассыпается в пыль, поэтому оно более безопасно.
Но оказалось, что не так просто найти мастеров, работающих с этим материалом. К сожалению, в первой фирме нас обманули: сначала заверили, что изготовят дверцы из каленого стекла, а через два месяца с момента заказа вдруг сообщили, что с каленым стеклом они не работают. Пришлось оперативно искать другого поставщика. В интернете нашли ремесленника, рязанского парня и тоже из среды малого бизнеса, работающего в Подмосковье. Наш заказ он выполнил за неделю.
Из этой истории мы сделали вывод, что нужно не доверять, а проверять своих контрагентов. Пусть это покажется им глупым, но стоит задавать потенциальным поставщикам одни и те же вопросы по два раза, желательно даже в письменном виде, пусть даже в месенджерах, ведь наша цель – получить результат, а не протянуть время в пустых переговорах. И еще одно: если вы захотите реализовать подобный проект, никогда не скупитесь на материалы. Изучите их виды, свойства и качество разных производителей. Часто чем они дороже, тем дольше прослужат, кроме того, наверняка, будут безопасней. Многие клиенты оценивает не только качество самой услуги, но и условия, в которых она будет оказана поэтому экономить в данном случае никак не стоит.
Как стать "своим" в новой среде
На установку модулей-номеров, создание системы вентиляции и освещения, другие разные мелочи для удобства кошек в целом у нас ушло более 2 млн рублей семейных сбережений. В кото-отеле создали 28 номеров разных классов: двухэтажный "комфорт", трехэтажный "люкс" и "интроверт". Последний по габаритам такой же, как "люкс", но предполагает наличие только одного соседа номером выше или номером ниже. А в номерах других категорий котики могут быть еще и сбоку.
На самом деле номера "интроверт" требуются крайне редко – для котов-социопатов, либо для тех, кто считает, что в соседнем номере живет их завтрак. Бывают и такие.
Мы официально открыли отель для кошек "Генерал Мяу" 10 августа 2019 года, никаких специальных разрешений для этого не требовалось. Первый гость заехал уже за день до открытия, им стала полугодовалая бенгальская кошка по кличке Дейзи.
В первое время заполняемость была невысокая, потому что нужно было сначала прорекламировать себя и заработать доверие клиентов. Для продвижения рассказывали о себе в социальных сетях, работали с местными блогерами, распространяли флаеры около метро и торговых центров, раздавали лакомства для кошек вместе с нашими дисконтными картами. На эти маркетинговые ходы ушло около 5% от общей суммы вложений.
За счет этого мы начали набирать обороты, и уже с октября прошлого года к нам стали привозить своих питомцев, помимо обычных граждан, ветеринарные врачи. Среди клиентов есть и когда-то руководитель крупной сети ветеринарных клиник. Чаще всего своих кошечек заселяют к нам женщины в возрасте от 18 до 60 лет, мужчины совсем редко – их меньше 10%.
Могу поделиться лайфхаком – как стать "своим" в среде. Чтобы на равных разговаривать с ветеринарами и профессиональными кошатниками, проводить осмотр животных перед заселением, нужно обладать определенной массой знаний в этой области. Помочь в этом может профильное ветеринарное образование или самообразование, как в моем случае.
Поэтому тем, кто задумает открыть свое дело в этой нише или начать ветеринарную карьеру, советую изучать специализированную литературу: читать ветеринарные справочники, энциклопедии болезней животных, изучать их анатомию и физиологию. Тогда вы будете не просто бизнесменом, а профессионалом своего дела.
Опыт и квалификация
Кошки гостят в нашем отеле от пары дней до пары месяцев. Максимальный период, который у нас проживал питомец – без пяти дней два месяца.
В этом году на 40 дней заехали два мейн-куна. Это самая крупная порода домашних кошек, которые внешне похожи на рысей и даже устрашают некоторых собак. В отеле им было вполне комфортно, никаких комплексов они не испытывали. И вообще за все время у нас не было ни одного неприятного инцидента с постояльцами.
Постояльцев выгуливают на территории отеля, им бесплатно предоставляется бутилированная вода, лоток и древесный наполнитель. Сотрудники отеля как минимум два раза в день проводят уборку в их номерах, а общее помещение прибирает тихий робот-пылесос, чтобы не тревожить звуками отдыхающих.
Раз речь зашла о персонале, то в зависимости от сезона – а наибольший спрос на услугу мы наблюдаем в период летних отпусков – у нас работает от одного до трех администраторов. Причем я принимаю на работу только людей с ветеринарным образованием.
Лучше трудоустраивать человека с опытом работы в сфере и профильным образованием. Тогда не придется тратить время и финансы на его обучение. Это вполне логично. К примеру, принимая на работу фитнес-тренера, вы отдадите предпочтение человеку из физкультурного института, нежели самоучке, который может знать как технически поднимать штангу, но даже не имеет представление о том, какие группы мышц задействованы при выполнении этого силового упражнения. И это незнание может обернуться боком для клиента. Именно поэтому так важно обращать внимание на образование и квалификацию людей, которые приходят на собеседование.
Что такое кошачий коронавирус?
Чтобы заселить в номер кошечку мы требуем у ее хозяина ветеринарные документы – ветпаспорт. Причем прививки должны быть сделаны не менее чем за 15 дней до заселения. Дело в том, что у котиков, которые не прошли вакцинацию, на фоне стресса из-за новых условий обитания могут проявиться латентные, то есть скрытые заболевания. Привитый питомец почти со 100% гарантией проведет свой отпуск в отеле без приключений.
Но, например, кошачий коронавирус не лечится. Коронавирус кошек разделяют на два вида: FCoV – кишечный вирус, FIPV – вирус, вызывающий инфекционный перитонит (воспаление брюшины) кошек. Чаще болеют котята в возрасте до 1 года, и старые животные от 12 лет. Источником заражения являются больные кошки, а также вирусоносители без признаков заболевания. Эта вирусная болезнь крайне быстро передается другим кошачьим, поэтому инфицированного котика изолируют от других представителей его вида. При внимательном уходе и правильном лечении он будет жить абсолютно нормально, хотя коронавирус полностью изгнать из организма не получится. А для человека кошачий коронавирус безопасен. Вы можете смело гладить, обнимать животное – не заболеете!
Мы проводим и входной ветеринарный контроль при заселении. По внешним признакам можно выявить те или иные симптомы заболевания. Например, если слезятся глаза или течет носик – питомец с большой долей вероятности болен. У нас был случай, когда клиентка пыталась заселить в наш отель котика с признаками инфекции. Мы отказались, и она обиделась. Даже грозилась оставить плохой отзыв. Но это сыграло бы нам на руку. Другим клиентам стало бы понятно, что у нас жесткий входной ветеринарный контроль, мы не принимаем питомцев с симптомами вирусных заболеваний, а значит нам можно без опаски доверять своих питомцев.
Это говорит о том, что, если вы строго соблюдаете принятые правила и нормы, не идете на уступки в вопросах безопасности и контроля качества, вы тем самым демонстрируете, что способны "держать марку". Все, что вы не просто заявляете, но и обеспечиваете на деле, даст безусловное конкурентное преимущество.
Найти плюсы в пандемии
До пандемии коронавируса наша выручки достигала 300 тыс. рублей в месяц. А уже в марте она упала почти до нуля, так как "встала" сфера туризма – люди перестали выезжать на отдых, что отразилось и на нашем бизнесе. Тем не менее, мы не закрывались и работали. Иногда было ноль гостей, иногда два-три. Выручки хватало лишь на погашение арендных платежей.
Но в мае, когда открыли перелеты в регионы России, и в последующие месяцы былой спрос вернулся. Если сравнивать август этого года и август прошлого – в этом сработали даже интереснее в плане заработка. С другой стороны, за год мы с нуля наработали клиентскую базу, поэтому не думаю, что сопоставлять эти периоды корректно.
Мы нашли в ситуации с пандемией и свои плюсы. Так, закрылись расположенные поблизости фирмы-конкуренты. Они решили сэкономить на чистоте и гигиене, а клиент этого не оценил и отвернулся от них.
Для нас тоже было важно сократить расходы, но без ущерба для качества услуг. И мы сделали следующее: с июля перешли с платного приложения для видеонаблюдения на бесплатное, которое существенно не уступает по функционалу. Теперь экономим по 2 тыс. рублей на каждой из семи видеокамер. А еще во время самоизоляции мы провели, дополнительную дезинфекцию всего помещения отеля.
Посткризисное развитие бизнеса
Пандемия скорректировала наши планы, но от них мы не отказались, а просто сдвинули. Так, мы хотим в течение 2021 года открыть еще как минимум один отель, а потом, возможно, начать масштабироваться по франшизе. Другая идея, которую мы намерены воплотить если не в этом, то в следующем году, – запустить собственное производство товаров для котов и кошек: древесного наполнителя, когтеточек.
Я надеюсь, все получится. Также очень рассчитываю, что если есть вторая волна коронавируса и будет, то масштабных ограничительных мер, какие вводились весной, удастся избежать. Убежден, что наш малый бизнес все преодолеет и будет живуч, как кошка.