Все новости

Предприниматели Москвы рассказали о рисках во внедрении системы чекинов в новых отраслях

В частности, некоторые из них опасаются штрафных санкций и повышения нагрузки на персонал в случае распространения системы на компании из других отраслей

МОСКВА, 21 октября. /ТАСС/. Система чекинов была предложена в качестве альтернативы иным антикоронавирусным мерам московскими предпринимателями, и сами предприниматели высказали готовность к ее внедрению, сообщил ТАСС первый замруководителя аппарата мэра Москвы, руководитель департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. Он отметил, что "дополнительных затрат от заведений использование QR-кодов для идентификации посетителей на входе не потребует".

При этом некоторые опрошенные ТАСС предприниматели опасаются штрафных санкций и повышения нагрузки на персонал в случае распространения этой системы на компании из других отраслей. Власти Москвы ранее отмечали, что система идентификации по QR-кодам может быть распространена на салоны красоты, непродовольственные магазины и рестораны, если она будет успешной для входа в ночные заведения.

"Мы смотрим, как система работает в формате эксперимента с ночными развлекательными заведениями в течение пары недель. Затем обсудим ее возможное применение в дальнейшем, если будет такая необходимость, в других сферах жизни города", - сказал Немерюк.  По его словам, контроль за тем, чтобы посетители считали с помощью своих смартфонов QR-код или отправили СМС-сообщение при входе, будут обеспечивать сами владельцы развлекательных заведений.

"Понятно, для каких целей это делается. Чтобы не закрыть бизнес полностью. Да, ответственность за контроль ложится на администрацию заведения, она отвечает за то, чтобы на входе люди зачекинились и вошли. Но ведь и сейчас на входе обязательно меряется температура и осуществляется масочный контроль", - сказал ТАСС вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Максим Фатеев.

Он уточнил, что похожая система уже действует в тех странах Европы, где власти решили не закрывать развлекательные заведения. В частности, в Германии посетитель ресторана должен на месте заполнить анкету, куда нужно внести персональные данные и номер телефона. Во Франции гость кафе должен вписать в специальный журнал свои имя, фамилию, номер телефона, а также дату и точное время посещения. А в Великобритании все общественные и развлекательные заведения - пабы, рестораны, парикмахерские, кинотеатры - должны сохранять контактную информацию о своих посетителях в течение 21 дня с момента посещения. Между тем в некоторых городах заведения общепита до конца октября закрыты. Например, в Париже и Брюсселе не работают бары, в Эдинбурге - рестораны и пабы, напомнил Фатеев.

"Эта инициатива московских властей позволит бизнесу работать, платить зарплаты сотрудникам, а также улучшить степень выявляемости заболевания", - заключил вице-президент ТПП, комментируя распространение системы на предприятия из других отраслей.

"Лучше, чем терять прибыль"

Столичные власти пытаются выстроить безопасную систему для того, чтобы не рушить экономику, сказал ТАСС омбудсмен по вопросам соблюдения прав предпринимателей при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства Дмитрий Порочкин. "Да, перевод на удаленку, электронные отчеты на портале и чекины на входе сильно усложняют жизнь бизнеса и затрачивают много времени и ресурсов, но это лучше, чем закрыться на неопределенное время совсем и терять прибыль", - убежден он.

Порочкин подчеркнул, что работать и соблюдать правила безопасности - это единственный верный способ борьбы с коронавирусом, поэтому не нужно пытаться искать способы обмануть систему чекинов.

Генеральный директор компании Group IB, сопредседатель Партии роста Илья Сачков сказал ТАСС, что опыт внедрения чекинов по QR-кодам уже использован в нескольких странах, например, в Сингапуре, и показал свою высокую эффективность, потому что позволяет отслеживать потоки людей и быстрее проводить расследования по случаям заболевания. "Однако для того, чтобы эта схема заработала, важен общественный договор. Необходимо, чтобы люди поняли, что система будет применяться как новая часть нашей постоянной культурной жизни, а правила будут соблюдаться всеми без исключения гражданами больших городов, в том числе Москвы", - отметил он.

Схема чекинов "жизнеспособна и на практике технически реализовать ее возможно", добавил он, говоря о ее распространении на другие предприятия, а не только ночные заведения.

Какие риски видят предприниматели

Некоторые предприниматели все же видят риски при внедрении системы чекинов в новых отраслях. Так, учредитель предприятий общественного питания "Дикт", член федерального политсовета Партии роста Роберт Шогенов опасается штрафных санкций в случае прохода клиента без идентификации. "Я считаю, что введение данной системы контроля вызывает ряд объективных вопросов. Во-первых, заведение ставит своего клиента перед фактом - если хочешь войти, поделись персональными данными в виде своего личного номера мобильного телефона. Также мы обязываем его сделать общедоступной информацию о дате и времени посещения тех или иных мест, что, на мой взгляд, нарушает личные границы человека. Во-третьих, система фактически обязывает владельца заведения выделить сотрудника или сотрудников, если поток посетителей высокий, для контроля за идентификацией посетителей", - пояснил он агентству.

Он задается вопросом, что делать, если клиента без идентификации пропустил безответственный сотрудник. "Как показал мой личный опрос клиентов и владельцев трех заведений Москвы, для предпринимателей это новые сложности, нагрузка и риски, в случае нарушений это иррациональные штрафные санкции, которые вновь ударят по бизнесу, который еще даже не начал вставать на ноги после самоизоляции, а самим посетителям крайне не нравится идея тотального контроля над их частной жизнью", - сказал Шогенов. Он считает, что введение системы должно проходить на добровольной основе как со стороны клиента, так и со стороны владельца заведения.

Управляющий партнер федеральной сети салонов "Пальчики", общественный уполномоченный в сфере бьюти-индустрии, вице-президент Российской ассоциации предпринимателей индустрии красоты Нина Литвинова также сообщила ТАСС, что профессиональное сообщество индустрии красоты "по-разному относится к данной ситуации".

"Основной риск все предприниматели видят в том, что к данной системе не готовы сами потребители. Сейчас, когда ситуация критичная, идет борьба за каждого клиента, введение какой-то дополнительной нагрузки для клиента может сократить количество посещений салонов. Многие клиенты и так недовольны тем, что у них проверяют температуру и обязывают носить маски. Поэтому предприниматели боятся, что дополнительная нагрузка на потребителя приведет к тому, что гости пойдут к надомным мастерам, что и сейчас уже происходит. Их выбирают именно потому, что не нужна маска, нет никаких ограничений", - пояснила она. Литвинова отметила, что индустрия красоты "и так соблюдает очень строгие требования", поэтому она может быть исключена из этого нововведения с чекинами.

Критически оценил внедрение подобной системы в своих магазинах и председатель совета директоров компании Mr.Doors Максим Валецкий. "Это будет огромная нагрузка на информационные системы, постоянная угроза утечки мошенникам персональных данных людей. Поэтому многие будут покупать SIM-карту специально для чекина", - сказал он. Также он опасается появления подпольного бизнеса по чекинам.

Теги