Комаров: конкуренция в космической отрасли должна улучшить качество продукции
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 23 мая. /ИТАР-ТАСС/. Генеральный директор Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Игорь Комаров не против конкуренции между предприятиями отрасли, однако считает, что если она есть, то должна повышать эффективность и качество продукции.
Так он прокомментировал на Петербургском международном экономическом форуме в беседе с корр. ИТАР-ТАСС информацию о том, что российское НПО "Энергомаш" планирует после 2016 года поставлять в США новые ракетные двигатели РД-181 для ракет-носителей Antares, на которых уже стоят двигатели НК-33 производства самарского ОАО "Кузнецов".
"Конкуренция хороша, когда она носит здоровый характер и позволяет заниматься повышением эффективности, качества и потребительских свойств двигателей. В этом нет ничего страшного. В отрасли отмечается очень широкий модельный ряд, который не является чем-то плохим. Просто он не соответствует уровню заказов и тяжело добиться на маленьких сериях и при небольшом объеме нормальной себестоимости изделия, поддержания технического уровня его производства, подготовки персонала, его загрузки, прибыльности продукта", - отметил Комаров. Это системная проблема, но она касается и космических аппаратов, и приборостроения, уточнил он.
"Мы будем этим заниматься, чтобы унифицировать продукцию, и в некоторых случаях, когда мы производим номенклатуру в четыре раза более широкую, чем в США и Европе, то, наверное, будем снижать вариативность изделий", - сказал гендиректор ОРКК, добавив, что если в США есть четыре-пять мировых компаний, которые производят, например, космические аппараты, то в РФ их порядка семи.
"Сколько заплатят, столько поставим"
Ранее исполнительный директор НПО "Энергомаш" Владимир Солнцев сообщал ИТАР-ТАСС, что предприятие планирует после 2016 года поставлять в США новые ракетные двигатели РД-181 для ракет-носителей Antares, которые производит американская компания Orbital Sciences. Для оснащения первой ступени Antares компания закупила у ОАО "Кузнецов" двигатели НК-33.
Читайте также
Глава РКС: Россия не получила из США компоненты для спутников ГЛОНАСС

Как пояснил Солнцев, количество закупленных Orbital Sciences двигателей НК-33 ограничено, и к 2016 году самарские двигатели у американской компании закончатся. Со своей стороны, в пресс-службе самарского предприятия корр. ИТАР-ТАСС сообщили по телефону, что не комментируют заявления исполнительного директора НПО "Энергомаш".
О возможном количестве РД-181, которые будут поставляться в США, Солнцев сказал: "Сколько заплатят, столько поставим". Исполнительный директор НПО "Энергомаш" также отметил, что преимуществом РД-181 перед НК-33 является его более высокая мощность, что позволит ракете Antares выводить на орбиту полезную нагрузку большей массы. Кроме того, двигатель "Энергомаша" будет поставляться в США уже в готовом виде.
США признали невыгодность отказа от российских двигателей
13 мая вице-премьер Дмитрий Рогозин и глава Роскосмоса Олег Остапенко сообщили, что Россия может прекратить поставки в Соединенные Штаты ракетных двигателей НК-33 и РД-180, если они и дальше будут использоваться на американских носителях для запуска военных спутников.
США в свою очередь признали невыгодность отказа от использования российских двигателей.
Согласно докладу министерства обороны США, прекращение поставок РД-180 для американских носителей, используемых для вывода на орбиту военных спутников, нанесет Соединенным Штатам ущерб до $5 млрд.
Как отмечается в докладе американских экспертов, если Россия в дальнейшем откажется их экспортировать, то запуски ракет Atlas будут приостановлены.



