18 мая американская компания Moderna объявила предварительные результаты первого этапа клинических испытаний вакцины против SARS-CoV-2: она в целом безопасна, и у добровольцев появились антитела к вирусу, которые смогли предотвратить его распространение в легких мышей. Из-за этой новости выросли цены на нефть, биржевые индексы и котировки акций самой Moderna. Но радоваться рано.
На сайте STAT насторожились из-за того, что компания предоставила мало информации и почти никаких численных показателей. Вот что еще вызвало у них вопросы.
- Moderna разрабатывает вакцину вместе с Национальным институтом аллергических и инфекционных заболеваний США. Но в институте не стали выпускать пресс-релиз и отказались комментировать новость.
- У всех 45 участников первого этапа испытаний выработались антитела, но только про восьмерых известно, что у них появились нейтрализующие антитела, способные остановить вирус (другие антитела тоже могут быть полезны, связываясь с вирусом и тем самым подавая сигнал иммунной системе человека — прим. ТАСС). Возможно, у остальных 37 участников они тоже вырабатываются, но пока в этом нет уверенности.
- В испытаниях участвовали добровольцы 18–55 лет, но возраст людей с нейтрализующими антителами не раскрыт. Не исключено, что все они молодые, тогда как в защите больше нуждаются пожилые.
- Результаты получены спустя две недели после того, как добровольцам дали вторую из двух доз вакцины. Неизвестно, обнаружатся ли антитела, если сделать анализы позже.
- Moderna заявила, что уровень антител в крови добровольцев сопоставим или превышает тот, что "обычно" бывает у переболевших COVID-19. Но у выздоровевших людей эти показатели очень сильно отличаются, а у кого-то после перенесенной инфекции антитела вообще не находят. В ответ на запрос в компании сказали, что опубликуют точные данные позже.
- Moderna разрабатывает несколько вакцин, но пока ни одна из них не прошла все этапы клинических испытаний. Кроме того, компания редко раскрывает подробности.
Журналистка STAT обсудила новость с двумя специалистами по вакцинам. Один считает, что Moderna рассказала бы больше, если бы ей было чем похвастаться. Другая высказала сдержанный оптимизм: по крайней мере, у добровольцев вызван иммунный ответ, чего не удавалось добиться РНК-вакцинами (к этому типу относится разработка Moderna) против иных патогенов.
Лекарства для всех
Найти лекарство от COVID-19 — половина дела: затем нужно произвести столько препарата, чтобы хватило на всех. С учетом размаха пандемии это крайне сложная задача. О трудностях фармацевтических компаний рассказали в Nature.
- В последние два десятилетия в фармацевтике, как и во многих других отраслях, стараются не накапливать запасы продукции и сырья для ее производства. Это сокращает расходы, но становится проблемой в нынешней ситуации.
- Чтобы сэкономить еще больше, сырье часто закупают в Индии, Китае и других странах, но сейчас поставщики могут приберечь необходимое для своих.
- Исследователи из Массачусетского технологического института, изучая автомобильную индустрию, выяснили, что слабое звено в цепочке поставок — производители дешевых, но критически важных компонентов. То же самое может быть и в фармацевтике: к примеру, вакцинация может застопориться из-за дефицита стеклянных ампул.
- Фабрик, где разрешено производство лекарств, не так уж много из-за жесткого регулирования. Если одна закроется после инспекции, заменить ее будет трудно. По той же причине трудно расширить производство.
- Скорее всего, для лечения COVID-19 понадобится комбинированная терапия с несколькими лекарствами: к примеру, одно — непосредственно против вируса, другое — для того, чтобы усмирить иммунную систему. Чем больше нужно лекарств, тем больше риск, что возникнут проволочки.
В статье Nature говорится о нескольких компаниях, одна из них — Gilead Sciences, которая разработала ремдесивир. Этот препарат изначально предназначался для лечения гепатита С, потом — лихорадки Эбола, а недавнее исследование показало, что с ремдесивиром при COVID-19 люди выздоравливают на несколько дней быстрее, чем без него.
Запасы лекарства Gilead Sciences пожертвовала, 40% досталось США, но этого хватит только для 78 тыс. больных. Вместо 9–12 месяцев на производство крупной партии ремдесивира теперь уходит шесть-восемь месяцев. Компания рассчитывает, что к концу года лекарства хватит на 1 млн человек, а если достаточно меньшей дозы, чем считается сейчас, то на 2 млн пациентов. Также Gilead Sciences договорилась с пятью производителями, чтобы те выпускали ремдесивир и не платили отчисления. Вероятно, несмотря на это, останется еще одна проблема — выбор, кого лечить, а кого нет.
Безопасные прогулки
В некоторых американских штатах открыли пляжи, пешеходные тропы на природе, поля для гольфа. В The New York Times расспросили специалистов, как безопасно проводить время в таких местах.
Правил несколько, и они не новы.
- Нужно носить маску.
- Желательно, чтобы компанию составляли те, кто живет под одной крышей; от остальных следует держаться хотя бы в 2 м. Большими компаниями лучше не собираться.
- Не следует делиться едой, напитками и вещами.
- Руки должны быть всегда чистыми.
С одной стороны, на улице дует ветер, поэтому в случае чего вирусные частицы распространятся на большее расстояние, чем в помещении. Но их концентрация намного снизится, поэтому риск заразиться невелик. В исследовании, где были проанализированы 7,3 тыс. случаев в Китае, удалось достоверно выявить только одну такую передачу: 27-летний мужчина поговорил с путешественником, вернувшимся из Уханя, и заболел.
Что касается пляжей и бассейнов, то SARS-CoV-2 изучен недостаточно хорошо, но другие коронавирусы нестабильны в воде и очень чувствительны к хлорированию, к тому же концентрация вирусных частиц в жидкости тоже значительно снижается. Главная проблема с бассейнами и водоемами — толпы людей.
Если кто-то рядом прошел, пробежал или проехал на велосипеде, то, скорее всего, это не беда. Бегунам лучше иметь при себе маску или повязку на лицо: вдруг им придется подойти к другим людям. Если на лужайке кто-то уселся рядом, следует вежливо сказать, что следует соблюдать безопасное расстояние. В солнечный день гулять, по идее, безопаснее: свет убивает вирус. Расположиться можно так, чтобы ветер дул не со стороны других людей, но это мера крайней предосторожности.
Подготовил Марат Кузаев