14 декабря 2020, 10:41

Эксперты назвали главные драйверы экономического роста России

Экономика России вернется на докризисный уровень только в 2022 году, считают специалисты

Москва, 14 декабря. Одиннадцатого декабря 2020 года состоялся научный форум "Стратегия для России" (0+), организованный Вольным экономическим обществом России, Международным Союзом экономистов и РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Президент ВЭО России Сергей Бодрунов обратил внимание участников, что цель форума связана с обсуждением мероприятий по восстановлению и прогрессу российской экономики – а именно, формированием экспертных предложений и рекомендаций в "Единый план достижения национальных целей до 2030 года".

Призывая экспертов сосредоточиться на конкретных предложениях, президент ВЭО России процитировал академика Леонида Абалкина, который полагал, что "повышение качества жизни было и остается критерием успеха России, её возрождения", а оценка всех проводимых реформ должна проводиться именно через призму роста благосостояния россиян и уровня их жизни.

Спад российской экономики в 2020 году составит 3,8-4%, сообщил главный экономист ВЭБ.РФ, член Правления ВЭО России Андрей Клепач. "Экономика вернется к активному восстановительному росту во втором квартале 2021 года, а на докризисный уровень выйдет только в 2022 году", – рассказал эксперт.

Главный экономист ВЭБ РФ отметил, что прекращение действия большинства мер в конце 2020 года и ограниченный эффект бюджетного правила будут препятствовать V-образному отскоку экономики в 2021 году и сдержат рост ВВП в 2021-2024 годах.

Чтобы выйти на темпы роста выше 3%, нужны дополнительные социальные и секторальные меры, в том числе – для поддержания доходов населения, добавил экономист.

"Ситуация с доходами населения, как мы видим за последние 7 лет, является крайне болевой точкой, серьезным социальным вызовом и ограничением для экономического роста", – подчеркнул Клепач.

По словам президента ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, вице-президента ВЭО России Александра Дынкина, глубина текущего экстернального кризиса связана с масштабом вводимых ограничений.

"Принятые в условиях пандемии жесткие меры обуславливают риски длительных посттравматических эффектов, которые связаны с закрытием предприятий, особенно в сфере услуг, с перебоями в инвестиционном процессе, с деградацией человеческого капитала ввиду нарушения работы образовательных учреждений и вынужденной социальной изоляции. Эти посттравматические эффекты мы оцениваем в 0,5 - 1% упущенного роста ВВП в ближайшие годы", – отметил академик.

По мнению Дынкина, траектория посткризисного восстановления российской экономики не вполне прочерчена. "Фискальное пространство и уменьшение ставки ЦБ почти исчерпано, риски дальнейшей сверхмягкой политики очевидны. Это переток банковских вкладов на фондовый рынок, который мы уже видим, и угроза возникновения ипотечного пузыря. В арсенале Центробанка остается смягчение банковского регулирования. Эти меры уже используются: реструктурированы кредиты физическим и юридическим лицам на сумму 6,6 трлн рублей", – пояснил академик.

По оценкам академика Абела Аганбегяна, реальные располагаемые доходы населения в 2020 году сократятся на 14% по отношению к 2013 году, а численность бедного населения, получающего душевой доход ниже прожиточного минимума, увеличится с 18 млн в 2019 году до 23 млн человек. Академик отметил, что следует поднять реальные доходы населения на 17%.

"Нужны всеобщие меры – повысить пенсии, пособия по безработице, – полагает эксперт. – Следует облегчить выплату задолженности для 40 млн человек, совокупный долг которых перед банками – около 20 трлн руб. (40% всей суммы доходов населения после уплаты налогов). Освободить население от бремени ростовщических кредитов и высоких процентных ставок, установив предельную ставку для кредитования не выше двойной нормы от размера ключевой ставки ЦБ"

Академик также обратил внимание на необходимость поднять доходы на селе и в малых городах, где средний душевой доход составляет около 20 тыс. рублей против 35 тыс. в среднем по России и 50 тыс. в крупных городах.

"Можно создать условия, чтобы трудоспособные жители села и малых городов заработали эти средства. Относительно успешные подсобные хозяйства могут быть преобразованы с помощью государства в фермерские хозяйства, сами фермеры – объединены в кооперативы и соответствующую их ассоциацию", – полагает эксперт.

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Правления ВЭО России Александр Широв согласился, что главная проблема – ситуация в социальной сфере. "Наша экономика – это на 50% потребительский спрос. Понятно, что ни уровень, ни качество жизни, ни та оплата труда, которую получают большая часть работников, нас устроить не могут. – отметил ученый. – Нужно изменить качество производственного капитала, тех рабочих мест, которые у нас сейчас есть, потому что когда 30% рабочих мест являются низкотехнологичными и малооплачиваемыми, трудно ожидать высокий уровень доходов населения в этих секторах".

"Перед экономикой стоят фундаментальные вызовы и главный из них – это повышение уровня жизни и доходов населения. – подтвердил Александр Дынкин. – Есть два взаимосвязанных пути. Это экономический рост и инновационная экономика. И здесь нет того звена, потянув за которое, можно вытащить всю цепь, нет одного волшебного рецепта".

По словам академика Дынкина, пространство инновационной конкуренции в экономике ограничивает значительная доля госсектора. "Тиражирование инноваций означает способность создавать на своей территории высокую добавленную стоимость. Если это происходит, значит доля высококвалифицированного труда в национальной экономике растет и соответственно растет уровень жизни. – отметил ученый. – Какие ресурсы можно использовать? Хотел бы отметить, что в странах инновационных лидерах госсобственность составляет 5-10%. Китай демонстрирует блестящие инновационные достижения при доле госспредприятий в выпуске ВВП порядка 30%. У нас, по скромным оценкам, государственная собственность составляет 45-50%".

"В России слабы институты защиты интеллектуальной собственности, высоки риски венчурных инвестиций, мы по-прежнему ориентируемся на линейные и вертикально интегрированные инновационные модели, в то время ка весь мир перешел к нелинейным, плоским структурам. При определении посткризисной стратегии эти обстоятельства стоит учитывать", – добавил Александр Дынкин.

Академик Абел Аганбегян назвал четыре главных драйвера экономического роста – это инвестиции в основной капитал, вложения в "экономику знаний", жилищное строительство и развитие экспорта, который, по словам эксперта, сократился в этом году по отношению к 2012 году на 60% – с 525 млрд до 370 млрд рублей.

"Нам нужен финансовый форсаж – следует перейти с 2021 года на 10-14% рост этих драйверов. У нас огромные внутренние резервы. В этом году они впервые перевалили за $600 млрд", – отметил академик.

По мнению Аганбегяна, переход к стимулированию экономического роста требует изменения бюджетного правила, и использования не менее половины от всех золотовалютных резервов.

"Для поддержания безопасности финансовой системы предлагается оставить в неприкосновенности $300 млрд. Этого достаточно, учитывая, что объем золотовалютных резервов России превышает суммарные резервы Германии, Великобритании, Франции и Италии, численность населения которых, вместе взятых, на 50 млн человек больше, чем в России", – добавил академик.

По словам эксперта, нужно направить эти средства, используя, долгосрочные низкопроцентные инвестиционные кредиты, на технологическое перевооружение, создание новой транспортно-логистической инфраструктуры, введение новых мощностей  высокотехнологичных отраслей, удельный вес которых в России в четыре раза меньше, чем в промышленности развитых стран.

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, член Правления ВЭО России Яков Миркин согласился с необходимостью "распечатать" до 30-40% резервов, чтобы стимулировать инвестиции внутри страны, включая закупки технологий и оборудования.

Ученый привел формулу сверхбыстрого роста экономики, которая включает умеренный, осторожный финансовый форсаж, рост монетизации, насыщенности кредитами и финансовыми инструментами при значимом сокращении процента и инфляции,  регулирование счета капитала рыночными методами, снижение налоговой нагрузки до 31-32% ВВП и введение максимум стимулов для прямых иностранных долгосрочных портфельных инвестиций.

По словам Миркина, необходим взвешенный рост торгового протекционизма, который через торговые и неторговые барьеры стимулирует перемещение в Россию производства, а также программа дешевой ипотеки и программа инвестиций для выравнивания уровня жизни для 15-20 регионов, являющихся зонами национального бедствия.

Все эти меры, по словам ученого, дадут 4-5% рост российского ВВП и масштабную реструктуризацию экономики, создадут основы для массовых прямых иностранных инвестиций и трансфертов технологий из-за рубежа.

Член Президиума ВЭО России, первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Калашников отметил, что на государственном уровне главная задача – обеспечить комплексность действий по достижению конкретных макроэкономических показателей.

"Есть государственные задачи, федеральные программы, Единый план по достижению целей национального развития, комплексные планы, связанные с реализацией тех или иных национальных целей. Проблема в том, что цели не взаимоувязаны, а их факторные веса в общей структуре развития экономики не просчитаны", – отметил депутат.

"Акцент сделан на цифровизацию, однако очевидно, что мы не можем решить проблему цифровизации, не развивая производство элементной базы, которая сегодня разрушена. – привел пример Калашников. – В частности, мы не можем построить ни атомную промышленность, ни космическую, если не будем производить уникальные сплавы и металлы, например, титановые сплавы и жаропрочную бронзу, но бизнесу это невыгодно".

Поднимался в рамках форума и вопрос зеленой повестки. Научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Президиума ВЭО России Борис Порфирьев отметил, что подход к ней должен идти в терминах комплексного социально-экономического развития. В частности, она должна подчиняться более широким экологическим задачам, а те, в свою очередь, входить в связку с целями социально-экономического развития.  

"На первом месте в стратегии социально-экономического развития должно идти решение социально-экономических задач. Без повышения уровня жизни, без экономического роста, который обеспечивает ресурсы для технологического перевооружения, без развития технологий, которые вырабатываются в процессе модернизации экономики, все декларации останутся тупиковыми", – добавил академик.

Эксперты форума говорили и о пространственном развитии. Среди ключевых мер директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН Валерий Крюков назвал развитие каркаса современной транспортной инфраструктуры страны – в частности, сооружение высокоскоростных железных дорог и современных автомагистралей между основными мегаполисами страны.

 

"Мы затянули дискуссию относительно высокоскоростной железной дороги "Москва – Санкт-Петербург или Казань", но не только здесь нужны эти дороги, они нужны вдоль индустриального пояса Востока страны, чтобы ускорить вопросы кооперации и стремления к синергии того индустриального потенциала, которым пока еще располагают индустриальные центры Востока страны", – рассказал академик.

Подводя итог дискуссии, президент ВЭО России Сергей Бодрунов отметил, что по итогам форума будут сформированы и направлены в органы государственного управления экспертные предложения в "Единый план достижения национальных целей до 2030 года".