На Kazan Digital Week обсудили тренды технологий ИИ в сфере пассажирского транспорта
ТАСС, 18 сентября. На площадке Международного форума Kazan Digital week состоялась пресс-конференция, посвященная основным трендам развития технологий искусственного интеллекта в сфере пассажирского транспорта. Спикером выступил технический директор ООО "Городская мобильность" Александр Джиоев.
ИИ задает сегодня новые стандарты пассажирской мобильности по всему миру. В реальном времени ИИ-алгоритмы анализируют все факторы пассажирских поездок, включая загрузку транспортных средств, погодные условия и многое другое. На этой основе строятся персонализированные маршруты с учетом привычек, предпочтений людей, пересадок, задержек транспорта и других обстоятельств. Ключевым элементом организации поездки становится ИИ-ассистент пассажира на базе больших языковых моделей, которые дают возможность общения с пользователем на понятном ему языке.
"Эффективность работы ИИ-ассистента зависит не столько от выбранных технологий, сколько от архитектуры, лежащей в его основе. В нашем случае мы внедряем целый слой - это модули 4И, которые в реальном времени обрабатывают огромные, разнородные и разрозненные потоки данных от транспортных систем. Это данные о пассажирских поездках, обращения пассажиров, коммуникация с ними, а также внешние факторы: контекст поездки, погода, сезон, туристический поток, календарь событий и множество других признаков. Именно этот слой становится мозгом интеллектуального ассистента, который позволяет не только вести диалог, но и прогнозировать, рекомендовать и выстраивать эффективное взаимодействие с пользователем", - пояснил Александр Джиоев.
При этом, по словам спикера, платформа не статична - она спроектирована как самообучающаяся система: "Чем чаще пассажиры пользуются этим сервисом, тем точнее становятся прогнозы, тем релевантнее рекомендации, которые мы получаем, и тем умнее становится само взаимодействие с ассистентом".
В результате пассажиры получают интуитивно понятную и комфортную среду, перевозчики – рост качества сервиса и снижение издержек, а регионы – переход на новый уровень транспортного обслуживания, повышение привлекательности общественного транспорта и формирование безбарьерной среды.
Отвечая на вопрос о перспективах внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере пассажирского транспорта и рисках использования ИИ-ассистента, технический директор ООО "Городская мобильность" объяснил, что работа приложения строится на использовании обезличенных данных.
"Нужно объяснять людям, что используются именно обезличенные данные. До моделей они поступают уже в обезличенном виде, то есть не привязаны ни к конкретному человеку, ни к пользователю. Это технические детали, но они важны. Кроме того, никто не будет делать что-то насильно. Думаю, поначалу такие приложения будут внедряться постепенно. Например, как это делается в Сибири: мобильное приложение предполагает, что появится некая плашка или чек, где пользователь сам выбирает - выйти или использовать персонализированные маршруты, либо согласиться на анализ данных с помощью технологий искусственного интеллекта. Не знаю, насколько верен этот стереотип, но на самом деле искусственный интеллект – это не совсем то, чем его обычно представляют и чего многие боятся. По сути, это просто раздел математики, который называется искусственным интеллектом, и он связан со способами анализа данных", - заметил Александр Джиоев.
В финале пресс-конференции спикер рассказал о перспективах внедрения ИИ-алгоритмов в сфере пассажирского транспорта: "Мы ориентируемся на полное внедрение, хотя, конечно, не всех решений сразу, потому что они по масштабу разные. Например, наш модуль ранжирования и обработки обратной связи – по нему у нас уже есть определенные планы... Примерно 12–14 месяцев. Нужно понимать, что значительная часть времени уходит на само обучение сети. Сначала идет обучение, затем дополнительное дообучение, плюс есть модули, которые не регистрируются сразу. Если к этому моменту появятся какие-то пересечения с инфраструктурой и прочими аспектами, то в целом весь процесс может занять до двух с половиной лет - на такой срок мы и рассчитываем".
О Kazan Digital Week
Международный форум Kazan Digital Week проходит с 17 по 19 сентября 2025 года в Татарстане. Деловая программа включает более 160 секций, выступят более 1,2 тыс. спикеров. В форуме участвует более 70 стран. Программа структурирована по 10 тематическим направлениям. Эксперты, в частности, обсудят темы цифровых технологий в госуправлении, образовании, культуре, здравоохранении, сельском хозяйстве, кибербезопасность, финтех и интеллектуальные транспортные системы. Впервые форум прошел в 2020 году, а 2023 году мероприятие получило федеральный статус.


