Публичная программа "Мифология завтра" откроется в ГМИИ имени А. С. Пушкина

Москва, 10 декабря 2018 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках направления "Пушкинский XXI" представляет новую публичную программу "Мифология завтра" (0+). Художники, ученые и эксперты обсудят вопросы развития современного искусства, которое сегодня во многом определяется новыми технологиями.
Пушкинский музей первым из отечественных музеев начал собирать коллекцию искусства новых медиа и озаботился вопросами хранения подобных произведений. Важной частью этой работы стало создание совместной коллекции медиаискусства с Музеем искусств округа Лос-Анджелес (LACMA, Лос-Анджелес, США).
Первая дискуссия программы "Мифология завтра" состоится 13 декабря и будет посвящена блокчейну как новому способу приобретения искусства. Сегодня распределенное владение предметами искусства — один из признаков экономики совместного потребления, в которой крайне важна способность людей договариваться друг с другом. Что это значит для мира искусства? Как система, во многом построенная на владении и правах собственности, будет работать в мире технологической общности? Как меняются формы меценатства, а также владения, хранения и демонстрации произведений искусства в цифровую эпоху? Подобные практики и современные технологии предоставляют новые возможности музеям, художникам и коллекционерам, вместе с тем ставя перед ними новые задачи.
Одним из таких примеров служит совместный проект знаменитой американской художницы Ив Суссман и цифровой лаборатории Snark.art (Нью-Йорк, США). Работа 89 Seconds Atomized (2018) создана на основе видеоинсталляции 89 Seconds at Alcazar (2004), которая была представлена в ГМИИ им. А.С. Пушкина на выставке "Впечатления 2.0" (01.12.2015–15.02.2016). Ив Суссман переосмыслила оригинальную работу 2004 года, разложив ее на 2304 цифровых блока или атома (как их называет Суссман), каждый из которых продается отдельно с помощью технологии блокчейн. Так, художница отказывается от последнего авторского экземпляра своего произведения и передает его в совместное владение двух тысяч незнакомцев. После продажи атомов видео будет воспроизводиться по правилам сотрудничества, разработанным художницей: владелец каждого атома может проигрывать его в любое время, но полную версию можно будет транслировать только в том случае, если все участники согласятся запустить свои атомы одновременно.
В рамках сессии будут затронуты следующие вопросы: художница Ив Суссман и сооснователи цифровой лаборатории Snark.art Майкл Либман и Андрей Алехин расскажут об идее и реализации блокчейн-проекта 89 Seconds Atomized и современных практиках распределенного владения; Дмитрий Сергеев (первый заместитель генерального директора Mail.Ru Group) поделится знаниями о том, как футуристический образ технологий будущего рождает новые аспекты восприятия искусства; Александр Буренков (независимый куратор) будет рассуждать о том, как технология блокчейн отражается в практиках современных художников и меняет арт-рынок, наше представление о нем и систему коллекционирования искусства, помогая решить вопросы прозрачности рынка, авторского права и подлинности произведений искусства.
После сессии состоится дискуссия, на которую приглашены специалисты из ИТ-индустрии (Ульви Касимов, основатель доменной зоны .ART, Ани Асланян (член экспертного совета по развитию экономики нового технологического поколения при комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству ГД РФ) и представители художественного сообщества (Алексей Шульгин, Андрей Великанов). Участники дискуссии затронут практические вопросы и перспективы блокчейн-технологии, в т.ч. обсудят, насколько она реализуема, а главное, необходима искусству?
Модераторы дискуссии – Ольга Шишко (заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина) и Илья Осколков-Ценципер (предприниматель, основатель журнала "Афиша", Института медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка" и консалтинговой компании "Ценципер").
В рамках программы "Мифология завтра" запланированы также публичные дискуссии с участием Майкла Гована (директор музея LACMA), Кристины Пол (директор и главный куратор Sheila C. Johnson Design Center, Parsons/The New School) и Харо Кумбушана (основатель платформы Collector’s space).
О программах
Направление "Пушкинский XXI" ГМИИ им. А.С. Пушкина — это программа, которая призвана дать зрителям представление об актуальном искусстве и его самых ярких представителях, продемонстрировать искусство новых классиков, говорящих не только на языке живописи, графики и фотографии, но и на языке новых форм: видео, звук, перформанс могут ярко и гармонично вписаться в контекст традиционного музея. Новые медиа, которые зачастую временны и эфемерны, могут дать новое прочтение классическим произведениям, заставляя их дышать, двигаться и вступать в диалог со зрителем.
"Пушкинский XXI" — это музей в музее. В основу этого направления положено соединение образовательной, исследовательской и выставочной деятельности, которое позволит показать эволюцию художественного образа — от традиционных методов до современных технологий.
Ив Суссман работает с кино, видео и инсталляцией. В ее портфолио есть как работы, снятые на аналоговую камеру или камеру видеонаблюдения, так и видео высокой четкости и разрешения. В попытке пересмотреть понятие формы она часто обращается к экспериментам с нарративом в поисках ответа на вопрос: "Что есть фильм?". Художница часто сотрудничает с перформерами, музыкантами и программистами, иногда под эгидой своей команды Rufus Corpotation. Среди работ – 89 Seconds at Alcazar, The Rape of the Sabine Women (Похищение сабинянок), whiteonwhite:algorithmicnoir, Yuri’s Office. Соосновательница микро-театрального пространства Wallabout Oyster Theater (Бруклин, США). Продюсер художественного дуэта Джека и Ли Руби, участники которого — отбывшие наказание преступники. Работы Суссман регулярно выставляются в музеях и демонстрируются на кинофестивалях. Видеоинсталляция 89 Seconds at Alcazar находится в коллекциях Музея современного искусства MoMA (Нью-Йорк, США), Whitney (Нью-Йорк, США) и Leeum, а работа whiteonwhite:algorithmicnoir — в коллекции Смитсоновского музея американского искусства (Вашингтон, США).
Snark.art. Цифровая лаборатория, занимающаяся объединением искусства и технологий и исследованием творческого потенциала блокчейн. Основанная в конце 2017 года Андреем Алехиным и Майклом Либманом лаборатория работает с художниками, помогая им создавать работы, использующие принципы интерактивности, совместного владения и уникальности цифровых объектов, характерные для этой новаторской технологии. Являясь связующим звеном между искусством и блокчейн, Snark.art создает среду для творческого обмена между двумя сообществами.
Блокчейн (цепочка блоков) — распределенная база данных, которая хранится на множестве разных компьютеров, независимых друг от друга. Ее копии одновременно находятся у всех участников системы, изменение их возможно только при наличии специального "ключа", что делает систему безопасной.
Технология блокчейн создает возможность для децентрализации любых процессов в жизни человека, позволяя взаимодействовать напрямую — без посредников. Функции регулятора при этом берут на себя все участники системы. Основа блокчейна — доверие и эффективное сотрудничество всех участников. Изначально технология использовалась для создания цифровых валют, но в последние годы получает все большее распространение в самых разных отраслях.
Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
+7 495 678 34 27
press@arts-museum.ru
www.arts-museum.ru
PR-агент Snark.art в России: Алена Соловьева
+7 965 445 50 62
asoloveva@monstars.ru


