Москва, 20 октября. Нужно обеспечить правообладателей максимальным набором инструментов для борьбы с нелегальным заимствованием контента. Антипиратские меморандумы профессионального сообщества, как показала практика, сами по себе не решают эту проблему. Об этом заявила управляющая портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain, заместитель генерального директора цифрового сервиса n’RIS Валерия Брусникина на конференции ConTech 2020 в блиц-диалоге "Борьба с пиратством: "черные" списки vs. "белые" списки. Эффективна ли стратегия борьбы с нелегальным контентом, основанная на блокировках? Можно ли повысить антипиратский эффект за счет блокчейна и "белых" списков?".
В ноябре этого года исполнится два года с момента вступления в силу антипиратского меморандума — соглашения между крупнейшими правообладателями и интернет-компаниями. Документ обязывает поисковики удалять из выдачи ссылки на нелегальный контент. При этом Роскомнадзор требует блокировать доступ к сайтам, которые его распространяют. Согласно меморандуму, только "Яндекс" удалил из поисковой выдачи почти 4 млн ссылок на нелегальный контент.
Такой механизм действенен в отношении аудиовизуального контента, однако не способен искоренить проблему во всех ее проявлениях, отметила Валерия Брусникина: "Есть объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых меморандум малоэффективен, — книги, фотографии, предметы искусства, элементы дизайна и ряд других. По данным Ассоциации по защите прав в интернете, из-за распространения пиратских литературных копий в Telegram книгоиздатели теряют порядка 55 млрд рублей в год".
В пандемию проблема пиратства обострилась: в апреле 2020 года пиратский трафик вырос на 114% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. За месяц россияне скачали почти четверть всех торрент-файлов в сети, подсчитали в Group-IB. Наибольшее количество таких площадок было размещено в русскоязычной доменной зоне.
Усилить борьбу правообладателей с распространением нелегального контента поможет именно разнообразие цифровых инструментов, полагает Валерия Брусникина. По мнению эксперта, одновременно с борьбой при помощи подобных меморандумов с каждым пиратом в отдельности необходимо шире внедрять практику применения "белых" списков: "Технология позволяет вести официальный перечень лицензионных ресурсов с возможностью занесения в блокчейн-реестр — например, IPChain, где каждый узел наполняют информацией о сделке. Далее поисковики могут не удалять пиратские файлы ─ достаточно поднимать в рейтинге "белые" площадки, содержащие только легальный контент. По нашим прогнозам, применение "белых" списков наряду с удалением ссылок из выдачи поможет снизить доступность пиратского контента минимум вдвое".
Вице-президент по инновационному развитию кинокомпании Star Media Никита Трынкин разделяет мнение о том, что необходимо использовать одновременно "черные" и "белые" списки: "Инструмент, подобный предложенному Валерией Брусникиной, работает с автострахованием. Алгоритм выдачи результатов поиска аналогичен. Однако в списке напротив сайта появляется специальная метка, свидетельствующая о том, что данный ресурс занесен в Единый государственный реестр субъектов страхового дела Центрального банка. В случае с интеллектуальной собственностью сайт можно выделять на фоне других как площадку в составе реестра легальных правообладателей. Конечно, поначалу пользователи могут не обращать внимания на особые значки напротив тех или иных ресурсов. Но, если приложить усилия по информированию аудитории, она научится отличать легальный контент от нелегального".
Меморандум не избавляет от проблем всех правообладателей, согласен генеральный директор Ассоциации по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ) Максим Рябыко: "У книжной индустрии есть только инструмент блокировки сайтов. При этом мы видим, что после блокировки ресурсов зеркала становятся на те же места. Блокировка зеркал ─ хороший инструмент, но "Яндекс" своими алгоритмами поощряет их создание, поддерживая искусственную конкуренцию. В этом смысле идея "белых" списков служит определенным барьером для недобросовестных сайтов".
Как ранее отмечал Максим Рябыко, для книжной отрасли оказался эффективен меморандум, подписанный с сетью "ВКонтакте" в 2016 году.
"Там не просто удаляются новые ссылки, а с помощью "цифрового отпечатка" блокируется возможность загрузки новых пиратских файлов, — объяснил руководитель АЗАПИ. — С момента внедрения технологии почти четыре года назад количество обнаруживаемых пиратских файлов с электронными книгами снизилось в 22 раза. Все случаи обнаружения в основном связаны с контентом, загруженным до внедрения цифровых отпечатков. Так что гораздо эффективнее страховаться от злоупотреблений пользователя такими технологиями, нежели содержать службы модерации и мониторинга".
В том, что помимо меморандумов требуются дополнительные инструменты защиты авторских прав в сфере дизайна, уверена и общественный деятель Анастасия Крылова: "Необходимо отслеживать неправомерное использование объектов интеллектуальной собственности не только в онлайн-, но и в офлайн-среде. Да, мы можем защитить авторское право дизайнеров в цифровом поле, но вопрос копирования и неправомерного использования интеллектуальной собственности в офлайн-пространстве остается. Здесь необходим комплексный подход. В том числе важно повышать правовую культуру среди дизайнеров и производителей".
Глава ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин усомнился в том, что положение сайта на странице с результатами поиска можно менять в зависимости от наличия или отсутствия у ресурса легального или нелегального контента. В ответ Валерия Брусникина указала на то, что n’RIS предлагает не трансформировать алгоритм поиска, а лишь информировать пользователей о качестве ресурсов.
Категория мероприятия 12+.