30 сентября 2021, 10:34
Статья

С чего начать? Какие площадки самые популярные? Чему поучиться? Что такое алгоритмы сайтов, где про них узнавать? Вместе с экспертами, которые занимаются созданием и продвижением блогов, сделали пошаговую инструкцию

P Stock/ Shutterstock/ Fotodom

Наш герой работает в офисе или удаленно в компании, но задумывается о том, чтобы начать вести свой блог. В перспективе стать популярным и начать на нем зарабатывать. У него нет начального капитала, чтобы платить профессионалам за помощь, нет специальных навыков — вроде умения продвигаться и создавать видеоконтент. Первое время он может делать все только своими силами и с помощью друзей. Такие условия получили эксперты — Ярослав Андреев, основатель агентства WildJam (Эльф-торговец, основатель TikTok-дома Dream Team House, где живет блогер Даня Милохин), и Таня Иванова, основатель hello blogger, бывший программный директор фестиваля видеоблогеров "Видфест". Они пошагово рассказывают, как создать блог с нуля.

Правило первое. Попробовать (и понять, что это трудно)

"Когда ко мне приходит человек и говорит: "Хочу стать блогером", первое, что я спрашиваю: "Что ты уже снял?" — говорит Ярослав Андреев. — Если ничего — ты не хочешь быть блогером, потому что не пытаешься. Если говорит: "Снял на ту площадку, на ту, не получается", то есть был первый шаг, — разбираемся дальше. Второе, что я спрошу: "Кто из блогеров нравится? Какой контент хотел бы делать?" Если ему хочется ничего не делать, просто зарабатывать деньги, объясняю, что так не получится, блог — полноценная работа. Но если он уже делал первые шаги — сам понимает. Если не может определиться — смотрим, к какому формату он ближе с точки зрения интересов, данных, возраста. Сорокалетнему мужчине, наверное, делать липсинки в TikTok не подойдет, как и 18-летней девочке — образовательный контент". 

Правило второе. Идти в соцсети, где много молодых пользователей...

"Самый быстрый рост там, где много молодой аудитории. Десять лет назад это был YouTube, сейчас TikTok. Есть нюансы: нужно учитывать, где ты актуальнее с точки зрения аудитории. Если ты показываешь бабушкам, как делать соленья, — тебе нужно в YouTube, он хорошо работает с форматом "как это сделать…". При этом я уверен, что бабушка, которая показывает, как закручивать соленья, может зайти и в TikTok. Если хочешь делать длинный формат — нужен YouTube. Но запуститься в YouTube человеку без продакшена сложнее. Там много профессионалов с качественным контентом, которые высоко подняли планку. В TikTok дешевле — можно зайти с роликами, снятыми на плохой телефон".

…и те, где в авторах сильно заинтересованы

"Сейчас лучшее время, чтобы завести блог, несмотря на то что, кажется, блогеров огромное множество. Дело в том, что семь-десять лет назад блог-платформы были заинтересованы в зрителе больше, чем в контент-мейкере. Они не стремились помочь ему вырасти. Такие программы, где авторы контента получали какую-то поддержку и обучение, в то время были разве что на YouTubе. Сегодня площадки помогают авторам контента раскрутиться. В сентябре соцсеть "ВКонтакте" запустила школу видеоблогеров. Пользователи получат бесплатный доступ к серии обучающих курсов о подготовке, продвижении и монетизации видео в соцсети. Аналогичные программы есть у "Яндекс.Дзен" и TikTok. Они все говорят: "Пожалуйста, делайте контент для нас, а мы вас поддержим". Поэтому когда встает вопрос, какие площадки выбрать для блога, — выбирайте, во-первых, те, что популярны: это YouTube, Instagram и TikTok. Во-вторых, те, где в авторе заинтересованы и поддерживают его", — говорит Таня Иванова.

Правило третье. Вести блог на нескольких площадках

"Делать блог только на одной площадке — неправильно. Одна соцсеть должна быть основной, но нужно выбрать несколько. Пусть одна будет с сильной поддержкой авторов, постарайтесь уделять ей больше внимания, попасть в их акселератор или школу, — говорит Таня Иванова. — Плюс несколько площадок, где вы будете экспериментировать своими силами".

Правило четвертое. Искать формат из интересов...

"Десять лет назад уже говорили, что тревел-блогеров слишком много. Но кто сможет назвать пять блогов про путешествия? Максимум называют один-два. Перенасыщения нет нигде. Можно делать все — интервью, автообзоры. Да, одни тематики заходят чуть лучше, чем другие, но разница из серии "что быстрее — Porsche или BMW?". Porsche чуть быстрее, но со скоростью BMW нет проблем. Снимать нужно про то, что интересно, не надо думать, что где-то перенасыщение", — советует Ярослав Андреев.

...но смотреть на тренды

При этом есть восходящие тренды — форматы, которых пока мало в целом или на новых популярных площадках. Ожидается, по словам Ярослава Андреева, что в следующем году будут популярны: 

  • новости. "Этот формат популярен в YouTube. Он перейдет в Instagram и TikTok. Людям нужны и общие, и отраслевые новости. Новости моды, Москвы. Если умеете — стоит их делать";
  • лайфстайл-влоги в TikTok. "Формат умер в YouTube, но людям по-прежнему хочется питаться жизнью других людей";
  • Википедия, "Знаете ли вы?". Блоги, где интересно и простым языком рассказывают про разные вещи;
  • образовательный контент от первого лица. "Сейчас много экспертов и учителей, которые делают контент о своей работе. Кинологи в Instagram и TikTok с наглядными уроками и советами, как заниматься с собаками. Подойдет все что угодно — от рукоделия до моделирования";
  • развлекательный контент вроде танцев и липсинков останется популярным;
  • вайны — юмористические ролики. "Они немного растеряли популярность, но вернутся со следующего года. В соцсетях юмора мало всегда, но делать такой контент трудно. Первое: в России люди обидчивы, нельзя шутить на многие темы, диапазон юмора сужается. Второе: юмор — сложная вещь, не все умеют придумывать смешные шутки";
  • обзоры. "На все что угодно — от машин до авторучек и кроссовок".

Правило пятое. Не думать много про алгоритмы

Наверняка вы слышали про рекомендательные алгоритмы соцсетей, которые управляют тем, какой аудитории показывают контент. Ролик из нового блога в TikTok может получить миллион просмотров, на автора сразу подпишутся тысячи человек. И наоборот — кто-то год снимает ролики, набирающие по 50–100 просмотров. Если набрать запрос в Google "как работают алгоритмы ТикТока, Инстаграма…", выйдет много статей, но советы в них не основаны на доступных инструкциях самой площадки. Соцсети нигде не выкладывают объяснения, "как работают наши алгоритмы, что делать, чтобы они порекомендовали ваш контент…". 

"Статьи про алгоритмы — это как городские легенды. Никто не знает наверняка, как они работают. Можно следовать советам из таких статей и не получить результат. Точно нужно следить за новыми инструментами площадок. Площадка будет лить на такой инструмент больше трафика. Несколько месяцев назад в России стали доступны Instagram Reels. Сейчас пользователи видят, как много просмотров они набирают. Используйте новые инструменты, но важно не путать то, что дает соцсеть, а что в нее загружают пользователи. Маски, фильтры — это то, что загружают пользователи. Музыка, сторис, рилс, клипы — инструменты площадки. Мы знаем, что все площадки не любят перезаливы: когда вы удаляете контент, а потом снова выкладываете его. Еще площадки говорят, что против заимствований и плагиата, но мы видим, что это не так — плагиата очень много и в популярных блогах, у которых аудитория растет", — приводит пример Таня Иванова.

"Совершенно бесполезно пытаться изучать алгоритмы площадки. Все алгоритмы построены вокруг одной вещи — показать людям контент, который им нравится. Все, о чем нужно думать, — понравится ли аудитории то, что ты снимаешь. Мы не спрашиваем, что нравится тебе как автору. Мы спрашиваем: что понравится пользователям — получит больше лайков и просмотров", — говорит Ярослав Андреев.

Правило шестое. Учиться

"Есть три главных навыка, которые нужно освоить блогеру. Первый — основы СММ, сегодня блогер одновременно и фабрика контента, и маркетолог. Второй — актерское мастерство и сценическая речь, чтобы комфортно чувствовать себя перед камерой и аудиторией. Третий — базовые основы монтажа, но блогеры это часто заказывают на аутсорсе", — рассказывает Таня Иванова.

Плюс важны некоторые личные качества. Нормальное отношение ко всему новому и готовность экспериментировать. "Кто-то не любит "Яндекс.Дзен", кто-то — TikTok, но блогеру нельзя думать: "Я не пойду на популярную площадку, потому что мне она не нравится". Нужно быть готовым пробовать все. Появился Clubhouse, те, кто первыми пришли туда, на пике его популярности, смогли привести оттуда аудиторию в свои соцсети", — добавляет она.

Правило седьмое. Продолжать, когда нет результатов

"Закладывайте год на развитие блога, — советует Таня Иванова. — В это время не ждите стремительных результатов. Но главное — не бросайте. Я была амбассадором YouTube в России несколько лет назад. У нас была программа для авторов, у которых меньше 10 тыс. подписчиков. Им больше всего нужна поддержка — у них не получается первые несколько месяцев, в какой-то момент аудитория вообще перестает расти, и они бросают. Это неправильно, нужно продолжать".

Анастасия Акулова