МОСКВА, 4 октября. /ТАСС/. Попытки политизировать дискуссии на исторические темы недопустимы, никто не вправе использовать прошлое, чтобы воспитывать новые поколения в ненависти друг к другу. Об этом заявил в понедельник председатель Российского исторического общества (РИО), директор Службы внешней разведки (СВР) РФ Сергей Нарышкин на пленарном заседании Всемирного конгресса школьных учителей истории.
Нарышкин отметил, что в национальных историографиях разных стран нередки случаи расхождений в оценке тех или иных событий прошлого. "Подобные события часто становятся предметом общественных и научных дискуссий. Это вполне естественный и во многом полезный процесс, позволяющий каждой из сторон взглянуть на себя глазами другого. Однако принципиальная позиция России состоит в том, чтобы подобные дискуссии велись сугубо в научном поле и с историческими источниками на руках", - добавил он.
"Тем более недопустимыми для нас выглядят попытки политизировать исторические споры. Никто не вправе использовать прошлое, чтобы воспитывать новые поколения в ненависти друг к другу. Убежден, что общая историческая память призвана поддерживать доверие между нациями и служить для них источником полезных уроков", - отметил Нарышкин.
Глава РИО отметил, что прежде всего это касается истории Второй мировой войны, на признании итогов которой по сей день зиждется вся система международных отношений и международного права. "Полагаю, что присутствующие в этом зале разделяют нашу озабоченность в отношении участившихся случаев реабилитации нацизма в целом ряде стран Восточной Европы. Профессиональное историческое сообщество, ученые и педагоги всего мира не должны проявлять малодушие, закрывая глаза на подобные прецеденты", - подчеркнул Нарышкин.
Изучение региональной истории
Нарышкин рассчитывает, что изучение региональной истории в российских школах станет обязательным в обозримой перспективе. "Рассчитываю, что уже в обозримом будущем изучение региональной истории также станет в России одним из обязательных школьных предметов", - сказал он.
По словам председателя РИО, "без достаточных знаний о прошлом родного города или села молодым людям сложно привить чувство сопричастности к истории своей страны".
Нарышкин также напомнил о поручении президента РФ Владимира Путина кабмину организовать работу по комплексному обновлению системы преподавания истории на уровне общего образования.
Глава РИО отметил, что преподавание истории в школе призвано не просто давать молодым людям готовую информацию, но и учить их мыслить, отличать факты от мнений, выявлять тенденции и закономерности исторического развития. "Первостепенное значение в эпоху переизбытка информации приобретают навыки работы с источниками. Несколько дней назад президент РФ Владимир Владимирович Путин дал поручение правительству РФ с привлечением Российского исторического общества и других научных и общественных организаций организовать работу по обновлению системы преподавания истории в школе, предусмотрев, в частности, обучение молодых людей навыкам работы с архивами. Предположу, что по мере дальнейшего накопления информации это умение может стать не менее востребованным, чем базовое знание математики или владение иностранными языками", - подчеркнул он.
Объемы преподавания всемирной истории в российских школах
По словам Нарышкина, объемы преподавания всемирной истории в российских школах являются значимым преимуществом системы образования РФ, не все государства могут этим похвастаться. "Значимым преимуществом российской системы школьного образования является наличие курса "Всемирная история", которая преподается у нас в объеме, сопоставимом с курсом отечественной истории. Замечу, что очень немногие образовательные системы мира могут похвастаться таким положением дел", - сказал он.
По словам главы РИО, глубокое изучение всемирной истории помогает школьникам осознать целостность мира, формирует у них более объективный взгляд на историю России и ее вклад в развитие человечества.
Нарышкин подчеркнул , что именно знания о прошлом помогают задавать вектор общественного развития, постигать сложности мироустройства, обеспечивать диалог культур и цивилизаций. "В конечном счете именно гуманитарные науки формируют человека как члена общества", - добавил он.
Значимость повестки и поздравления
Всемирный конгресс школьных учителей истории открылся в Москве 4 октября, он стал первым подобным событием в мировой практике.
Председатель РИО рассчитывает, что работа Всемирного конгресса школьных учителей истории принесет серьезные практические результаты, поможет определить вектор развития гуманитарного образования на обозримую перспективу и очертить контуры его будущего.
В конгрессе принимают участие около 100 иностранных специалистов из 37 стран мира и порядка 200 российских учителей истории из 57 регионов РФ. По словам Нарышкина, это свидетельствует о значимости повестки и востребованности широкого диалога о будущем образования в целом.
Глава РИО также поздравил собравшихся с предстоящим праздником - Днем учителя.