10 февраля 2022, 14:00
Статья

Без смайликов и разговоров о вакцинации. Как соблюдать этикет в условиях пандемии

Специалист по этикету Маартен Богартс 2 февраля презентовал в Государственном музее А.С. Пушкина свою книгу "Этикет: правильное поведение в повседневной жизни", соавторами предисловия к которой выступили праправнук поэта Александр Пушкин и его супруга Мария — представительница генеалогической ветви Гоголей — Пушкиных
Артем Геодакян/ ТАСС

Пандемия внесла коррективы во многие сферы нашей жизни, отразившись на работе, привычках, направлениях для путешествий. Вместо рукопожатий даже на встречах на высоком уровне используются другие формы приветствия, на столах в ресторанах появились антисептические средства, а важные совещания проводятся онлайн.

Корреспондент ТАСС побеседовал со специалистом по этикету, протоколу и сервису, бывшим королевским батлером, генеральным директором компании Bogarts Group Маартеном Богартсом, который уже несколько лет живет в нашей стране, о том, меняются ли правила этикета в условиях пандемии, что остается незыблемым и в каких случаях дресс-код бывает обязательным на онлайн-встречах.

Комфортные приветствия

В условиях пандемии правила этикета остаются прежними. Например, здороваться — обязательно, но как теперь это делать — другой вопрос. Мужчина по-прежнему при приветствии первым не протягивает руку женщине, поскольку именно женщина решает, будет ли рукопожатие. Но сейчас немного поменялась ситуация с формой приветствия, и из-за пандемии человек может протянуть вместо руки кулак или подставить локоть, важно при этом избежать неловкого момента, когда для одного из собеседников такое приветствие непривычно, а другой уже действует "на автомате".

"Самое главное в этикете в принципе — что каждый чувствует себя комфортно. Значит, человек должен делать то, что ему комфортно. Если, допустим, я протяну руку мужчине, а ему некомфортно протянуть руку из-за опасений, вызванных пандемией, или по другим причинам, он может отказаться. Этот человек может также объяснить, что из-за коронавируса готов поздороваться как-то иначе", — сказал Богартс. Он предположил, что, если кто-то очень боится заразиться, он скорее останется дома, а идущий на деловые переговоры заранее для себя решит, будет ли пожимать руку, предложит только кулак или локоть, или ограничится словами.

Этикет в онлайне

Очень много вопросов возникает о деловом интернет-общении, использовании камеры, дресс-коде на рабочих встречах, которые проводятся дистанционно. "В моей книге очень много написано именно об этом. Это удобно, когда можно встретиться с кем-то с другой стороны мира. Конечно, тут есть правила. Камеру изначально даже не включить — это неправильно. Мы же не будем спиной поворачиваться к собеседнику при реальной встрече и так продолжать говорить? Поэтому камера должна быть включена", — пояснил эксперт.

Важно, по его словам, чтобы общению не мешали посторонние звуки, за спиной не ходили животные или домочадцы. "Не у всех есть огромный дом с отдельной комнатой для переговоров, это понятно, это даже не нужно. В первую очередь нужно всегда обращать внимание, не будет ли сторонних звуков, или по возможности сделать их минимальными. Если есть кошка, закройте дверь. Маленьким детям не запретишь издавать какие-то звуки. У нас тоже есть в доме дети, поэтому надо заранее просчитать ситуацию — проводить встречи, когда дети не дома, например", — сказал он.

Конечно, от разговора отвлекают люди или животные, перемещающиеся на заднем фоне, много роликов в соцсетях есть на этот счет. "Это неправильно, поэтому сейчас есть программы, позволяющие поставить свой фон. Только надо учесть маленький нюанс: светлое лицо на белом фоне может выглядеть некрасиво. Поэтому до встречи протестируйте фон", — говорит специалист.

"Если у нас встреча на троих, тогда мы не выключаем микрофон. Но если будет 30 человек одновременно, это слишком много. И человек, который кашлянет или откроет книгу, бумажкой пошуршит, будет выведен на большой экран. В таком случае микрофон можно отключить и включать только, чтобы что-то сказать", — советует эксперт.

Что касается дресс-кода, то если на реальную встречу человек пришел бы в костюме и галстуке, то на онлайн-переговоры специалист рекомендует также одеться по-деловому. "Зависит от типа встречи. Но если мы хотим привлечь внимание, мы можем это сделать. Невербальные коммуникации тоже важны. То, как мы одеты, многое скажет о нашем настроении, наших привычках, нашей культуре, в том числе личной культуре, поэтому очень важно, чтобы мы правильно одевались. Если бы я с вами встретился физически в костюме, онлайн я бы тоже встретился в костюме", — сказал Богартс.

Смайлики не к месту

В мессенджерах недопустимы смайлики, сокращения слов, лучше ограничить использование голосовых сообщений, отметил Богартс. Также важно учитывать разницу во времени, переписываться предпочтительнее в "офисное" время. "Мы живем в России, это самая большая страна в мире, у нас несколько часовых поясов. И мы должны, конечно, посмотреть на время, прежде чем отправить сообщение. Мы всегда должны иметь в виду более-менее офисное время — примерно с 9:00 до 18:00. Сейчас более гибкие графики работы, потому что все работают дома, но все равно у людей есть личная жизнь. Мы не будем в 7:00, когда человек, может быть, спит или чистит зубы, будить его своими сообщениями. Поэтому самое раннее — это 8:00, но лучше 9:00, а вечером мы будем переписываться до 19:00. Это крайний срок", — сказал специалист. По его словам, в случае очень важных и срочных сообщений допустимо написать до 21:00, но лучше прекратить переписки до 19:00.

Что касается стиля переписки, не стоит, по его словам, использовать сленг и сокращения. "Если это деловое общение, я не буду разговаривать на диалекте. Когда мы говорим по работе, используем официальный красивый язык, пишем полными словами, не сокращаем. Смайлики не надо, конечно. Понятно, что они созданы, чтобы передать эмоции, я не скажу, что работа должна быть без эмоций, но в переписке, при передаче информации смайлики не к месту", — считает Маартен Богартс.

Кроме того, по его словам, в деловом общении предпочтительнее, когда оставляют не голосовое сообщение, а письменный комментарий, это позволяет быстрее находить нужный разговор, не переслушивая. Это допустимо, если вы находитесь в пути, но сперва нужно извиниться. "Я лично не запрещаю это делать, потому что, может быть, это удобнее, если человек в пути. Но когда мы запишем это сообщение, нужно извиниться за него: "Извините, я не могу писать сейчас, мне сложно, я на дороге". И так далее", — отметил он.

Запретные темы

Стала ли вакцинация такой же запретной темой для разговоров в компании малознакомых людей, как политика и религия? "Политика и религия — темы, которые не обсуждаются, их лучше не затрагивать, потому что в большой группе людей есть разные мнения, кому-то может быть неудобно высказывать свое, если он не согласен, — отметил эксперт. — И вопросом о вакцинации можно поставить человека в неловкое положение. Это не только в России, это во всем мире так, есть сторонники вакцинация и ее противники. Если я займу одну из сторон и буду спрашивать у человека, почему он не привился или, наоборот, зачем вакцинировался, то поставлю его в неловкую ситуацию. Мы уважаем любое мнение, но навязывать свою точку зрения при разговоре нельзя", — добавил Маартен Богартс.

При этом в семье, где люди уважают мнение друг друга, по его словам, человек может открыто высказать свою позицию.

Куда спрятать маску

На улице или в ресторане маску можно снять, но возникает вопрос, куда лучше ее убрать, если человек собирается надеть ее потом снова. По мнению эксперта, лучше не класть средства защиты в карман верхней одежды, поскольку там может скопиться пыль, предпочтительнее убрать в сумку в сложенном виде. "Можно, конечно, в карман, но надо, чтобы карман был чистым. Использовать одноразовые маски или тканевые — выбор самого человека. Не следует носить маску в ресторане на руке или приспускать на подбородок, лучше ее просто убрать в сумку", — посоветовал Богартс.

Валерий Шарифулин/ ТАСС

Снимать ли маску, если собеседник остался в ней? Богартс отметил, что заинтересованные друг в друге люди часто копируют поведение. "Если я закрою лицо маской, вам будет некомфортно, потому что вы без маски, поэтому, если кто-то перед вами в ней остался, тогда лучше тоже не снимать", — говорит он.

Перчатки при рукопожатии нужно снять, если речь идет не о защитных резиновых. "Зимой мы надеваем перчатки и, чтобы пожать руку, должны их снять, это уважение к собеседнику. Надев ж перчатки летом как средство защиты, мы ограничимся тем, что просто поздороваемся. Если будем пожимать руку, оставаясь в резиновой перчатке, то можем передать инфекцию другому человеку, если же снимем, рука будет потной, здороваться мокрой рукой тоже неприятно", — пояснил Богартс.

Если женщина в перчатках захочет протянуть мужчине руку, она ее снимет, говорит эксперт. "Мы никогда не целуем руку даме, мы делаем вид", — добавил также он, отметив, что это в том числе вопрос гигиены.

Салфетки и сумки

Говоря о настороженности людей в нынешних условиях даже в отношении тканевых салфеток, он сказал, что все же выступает за их использование. Важно при этом обратить внимание, стоят ли на столе еще и бумажные салфетки. "Если при наличии тканевой салфетки на столе есть еще и бумажные, это ошибка — должен быть один вид. Но случается и так, тогда лучше не использовать тканевые салфетки, потому что очень часто они только декоративные и могут быть плохо постираны", — предположил эксперт. "Но если это ресторан более высокого класса, салфетки будут больше по размеру, как правило, белого цвета и просто сложены, без замысловатых лебедей и цветов", — добавил он. Белый цвет позволит быстро понять, насколько салфетки свежие и чистые, а их глаженый вид указывает, что они дезинфицированы благодаря высокой температуре пара от утюга.

Куда поставить сумочку, если в ресторане нет специальной подставки? Все так же, как и до пандемии, — на пол или на свой стул. "Вирус, конечно, есть, я не скажу, что его нет. Но я не думаю, что он больше действует на пол, чем на стол или на другие поверхности. Но я понимаю желание девушки не ставить сумку на пол, она может оставить ее на своем стуле, что однако не всегда удобно для самой девушки", — отметил эксперт. На стол, по его словам, в ресторанах даже маленький клатч положить нельзя. Можно приобрести небольшие крючочки, которые носят с собой и при необходимости крепят на край стола как держатели для дамских сумочек.

Также эксперт рассказал, как пользоваться антисептическими распылителями в общественных местах, чтобы не забрызгать окружающих и не доставлять неудобств, распыляя средство с сильным запахом, обрабатывая очки или телефон.

"Как правильно чистят окно или зеркало, например, в гостинице? Если это спрей, нельзя наносить его сразу на поверхность, сначала его наносят на тряпочку, чтобы не разбрызгать и не было такого сильного запаха. Если я захочу продезинфицировать очки, я могу это сделать в принципе, но распылять спрей буду в свою чистую тряпочку или бумажную салфетку", — сказал Богартс, отметив, что главное — не мешать окружающим и делать это в своем личном пространстве.

Про комфорт, жизнь и любовь

Этикет — это правильное поведение в определенной ситуации. И соблюдая его, мы привлекаем таких же людей. Существует немало стереотипов, что это старомодно, только для богатых людей, скучно. Например, есть миф, что невежливо отказываться от алкоголя в гостях. "Недавно я слышал, как человек сказал, что, если вам предлагают алкоголь, вы должны пить, иначе вы оскорбите другого человека. Но это мнение одного человека, и оно быстро расходится, потому что у него много подписчиков. Многие люди могут подумать, что это правда. Хотя правда несколько иная. У кого-то может быть аллергия на алкоголь, кому-то не позволяет религия, беременность — есть разные причины, почему мы должны отказаться", — сказал Богартс.

Эксперт объяснил, что писал книгу в том числе для того, чтобы развенчать мифы об этикете, и готов привести доказательства в пользу каждого пункта, рассказать, откуда это пришло. Также специалист подчеркнул, что есть разница между этикетом и протоколом. "Протокол — это четкие правила, которые мы должны соблюдать. А этикет — это про комфорт в общении, — сказал он. — Мы должны уважать других, тогда у нас будут дружеские отношения со многими людьми. Этикет создан, чтобы было комфортно, он позволяет расслабиться и наслаждаться жизнью, поэтому этикет — это про жизнь, про любовь — любовь к себе и людям".

Он также дал несколько советов представителям СМИ по посещению официальных мероприятий с определенными дресс-кодами. Так, важно, по словам эксперта, соответствовать дресс-коду на траурных мероприятиях, не обязательно полностью облачаться в траур, но из уважения к семье и ушедшему человеку стоит надеть темную одежду. На торжественные церемонии в театр будет лучше прийти в вечернем наряде, как и гости.

"Я говорил с артистами, организаторами торжественных мероприятий, артистам больно, если люди приходят на представление в джинсах или шортах", — поделился эксперт. Мужчинам для дресс-кода white tie понадобится фрак, для black tie — смокинг, для женщин в обоих случаях — длинное вечернее платье, закрывающее плечи, при white tie — еще и длинные перчатки. Как отметил Богартс, от оператора не будут ожидать, что он придет в смокинге, в этом случае допускается черный костюм, рубашка и галстук.

Оксана Арефьева