ТАМБОВ, 30 августа. /Корр. ИТАР-ТАСС Антонина Мага/. Единая концепция школьного учебника истории поможет молодежи победить "синдром исторического мазохизма", который воспитывали в школах в 90-е годы. Такое мнение высказал в субботу патриарх Московский и всея Руси Кирилл на первом образовательном форуме педагогов и родителей Центрального федерального округа "От сердца к сердцу".
Патриарх отметил, что в современной школе иногда все еще "мы сталкиваемся с подходом, что не нужно ничего формировать у детей, пускай они потом сами сформируют, а сегодня мы им предложим различные варианты", хотя "мы все прошли через то время, когда отсутствие единого учебника истории повлияло на чувство патриотизма людей, спровоцировало опасные нигилистические взгляды, в том числе на историю своей страны".
Патриарх рассказал, что церковь "приняла активное участие в формировании концепции учебника истории" и "многие ее предложения были учтены".
По мнению предстоятеля церкви, молодежи, на которую сейчас "обрушен колоссальный новостной поток, работающий на подрыв убеждений и взглядов", необходим "сбалансированный подход к своей истории, чтобы мы дорожили ей и отказались от страшного синдрома мазохизма, когда мы повторяем чужие стереотипы".
"Не нужно идеализировать, романтизировать историю, но должна быть единая концепция, предлагающая исторический материал нашим учащимся", - заключил патриарх.
Как сообщил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов на первом Общероссийском родительском собрании, несколько групп авторов приступили к написанию учебников по истории, которые бы соответствовали новой концепции, принятой в ноябре 2013 года. Все новые учебники истории будут разработаны на базе единого историко-культурного стандарта, что не означает создания единственного учебника.
О системе ценностей
Патриарх также считает, что учителя должны предложить школьникам убедительную систему ценностей взамен жестких идеологических рамок советской школы.
"Не нужно в школе идеологии в том виде, в каком она существовала раньше, но ведь без идей невозможно воспитать ребенка. Мы должны отстаивать свои собственные ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции", - отметил патриарх.
"Это и традиция православия, и традиция ислама для той части людей, которые эту религию исповедуют. Это этика, связанная с нашей верой, культурой, - пояснил предстоятель. - Вне этих нравственных координат мы не можем воспитывать наших детей, иначе мы получим опустошенных людей, которыми очень легко манипулировать".
По словам патриарха, сегодня "мы должны требовать, чтобы школа не только формировала интеллектуальный багаж, причем делала это достойно, но чтобы школа формировала личность".
Предстоятель Церкви подчеркнул, что для того, чтобы вернуть в школу воспитательную компоненту, нужно возрождать в обществе уважение к учителю. "Педагог - это тот, кто показывает, как надо: своей культурой, своей манерой общения, своими жизненными принципами, своей компетентностью", - сказал патриарх. С его точки зрения, "учитель, наравне с врачом и священником - это наиболее важная часть национальной элиты".
Как рассказал ИТАР-ТАСС председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, в Тамбовской области в этом году более 90% школьников выбрали для изучения в рамках обязательного курса Основ религиозных культур и светской этики модуль "Основы православной культуры". "Примерно такой же высокий процент в России наблюдается только в Белгородской области", - добавил он.