САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 мая. /ТАСС/. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге провел в среду выставочную акцию "Спасенные реликвии Великой Отечественной войны". Собравшимся на акции на короткое время были представлены подлинные боевые знамена, спасенные от захвата врагом в 1941-1942 годах.
"Сегодня эти пять геройских знамен в этой акции объединились вместе, впервые. Однако, в экспонировании таких знамен есть определенные сложности. Во-первых, они подвержены выцветанию, то есть их нужно защищать от прямых солнечных лучей. Во-вторых, их нельзя вешать вертикально, их надо выкладывать. Можно видеть, что ткань на некоторых из них повреждена, часть знамен долгое время находилась в земле. Их просто так, как у нас некоторые знамена висят на древках, выставить пока нельзя. Будем готовиться", - объяснил корреспонденту ТАСС непродолжительность экспозиции ее инициатор, начальник фондового отдела музея артиллерии Руслан Чумак.
"В будущем мы планируем создание отдельного экспозиционного комплекса, посвященного подвигам сохранения боевых знамен", - добавил он.
Посетители увидели пять боевых знамен Красной армии, которые были спасены от фашистов в 1941-1942 годах. Тогда положение СССР на фронтах было неутешительным - наши солдаты терпели поражения и отступали с тяжелейшими потерями. Несмотря на это, вопрос о сохранении боевого знамени до самого конца оставался для этих людей вопросом чести. Они закапывали знамена в землю, надеясь вернуться за ними, когда выбьют неприятеля с родной земли, отдавали на хранение местным жителям, которые, в свою очередь, даже под угрозой расстрела врагом соглашались сберечь символ воинской доблести для потомков. Были случаи, когда знамена даже сжигали - лишь бы те не достались фашистским захватчикам.
Были представлены: знамя 305-го пушечного артиллерийского полка РГК, знамя 82-го артиллерийского полка, знамя 132-го артиллерийского полка, знамя 43-го гвардейского минометного полка, знамя 96-го отдельного саперного батальона. Кроме того, в акции принял участие сын командира 96-й стрелковой дивизии, в состав которой входил 96-й отдельный саперный батальон, Героя Советского Союза генерал-майора Ивана Шепетова Юрий Шепетов. Именно приказ его отца в свое время спас боевое знамя от захвата фашистами. Сам же Иван Шепетов был взят в плен, а в январе 1943 года убит в концлагере.
"О судьбе отца, после того как он ушел на фронт, ничего не знали. Он о нас тоже ничего не знал. Ни единой весточки. Когда прощались, маме - розочки, мне - часы с руки снял. Я горжусь отцом. Эта гордость большая, и не только моя", - подчеркнул в беседе с корреспондентом ТАСС Юрий Шепетов.
О боевых знаменах
Боевое знамя 132-го артиллерийского полка было спасено рядовым Гришиным в ходе ожесточенных боев в районе Киева. Тем, что оно дошло до наших дней, мы обязаны двум местным жительницам, согласившимся принять его у Гришина. Они спрятали знамя и успешно сохраняли его вплоть до прихода Красной Армии в 1944 году. 82-й артиллерийский полк вел бои с фашистами в Псковской области. Его знамя было обнаружено в земле в 1961-м году совершенно случайно - его нашел местный тракторист по фамилии Дмитриев. 305-й пушечный артиллерийский полк Резерва Главного Командования оборонял от сил Оси Смоленскую область. Почти весь личный состав полка был уничтожен неприятелем, но знамя уцелело - его принес в деревню Бабалы тяжелораненый комиссар с оставшимися товарищами. Помощь вновь пришла от местных - крестьянка по фамилии Пискарева не только показала солдатам, как лесами уйти от немцев, но и спрятала знамя у себя в доме, и хранила его до 1943 года. 43-й гвардейский минометный полк в конце 1942 года в Ростовской области попал в окружение и был практически уничтожен. Знамя чудом не досталось немцам, его буквально силой в рукопашной схватке с врагом отстояли красноармейцы и, отступая, передали одному из местных жителей. 96-й отдельный саперный батальон бился за Харьков, попал в окружение и был почти полностью истреблен. Комиссар батальона Ральченко и начальник штаба батальона Стадничук закопали знамя в районе деревни Ивановка. Спустя 20 лет, 1 апреля 1962 года, его случайно нашли школьники.