29 августа, 14:34

В РЭО сообщили, что более 85% шин в РФ не попадают на переработку

По экспертной оценке участников рынка переработки, утилизируют порядка 150 тыс. тонн

МОСКВА, 29 августа. /ТАСС/. Каждый год в России около миллиона тонн автопокрышек становятся отходами, и лишь треть отправляется на переработку. Увеличение объемов утилизации возможно при изменении механизма расширенной ответственности производителей (РОП), сообщает в понедельник пресс-служба Российского экологического оператора (РЭО).

"Сейчас производители обязаны уплачивать экологический сбор, но он не покрывает расходы утилизаторов, из-за чего тем невыгодно заниматься сбором и переработкой шин. Из-за этого существует практика, когда автовладельцам приходится даже доплачивать за переработку своих старых шин, в итоге на свалки отправляются отходы, которые могли бы быть переработаны во вторсырье и использоваться еще раз. Изменить это возможно, если полноценно запустить механизм РОП. А пока ежегодно из миллиона образующихся автошин на территории нашей страны максимум лишь треть может быть переработана", - заявил генеральный директор РЭО Денис Буцаев, чьи слова приводятся в сообщении.

В РЭО уточнили, что объем таких отходов составляет порядка миллиона тонн в год, а утилизационные мощности в стране рассчитаны на около 400 тыс. тонн. По экспертной оценке участников рынка переработки, утилизируется порядка 150 тыс. тонн. Полная переработка покрышек, когда резина перерабатывается в резину для использования по прямому назначению, является дорогостоящим и технически сложным процессом. При этом из старых покрышек можно производить покрытие для детских и спортивных площадок. Также старую резину можно утилизировать в нефтепродукты и топливо для цементных предприятий, в газ, схожий по своим свойствам с природным.

Перспективы переработки шин

Если система расширенной ответственности производителей заработает в полную силу, то отработанные автопокрышки перестанут скапливаться уже через полгода-год. А через три-пять лет станет возможным постепенно переработать все скопившиеся за десятилетия старые шины, полагают в РЭО. Вторичное сырье, получаемое из отходов шин, является востребованным и представляет ценность при производстве различных товаров и материалов.

"Летом этого года российское правительство утвердило список товаров для госзакупок, к которым будут предъявляться особые "зеленые" требования, в том числе мягкие покрытия: резиновая плитка, покрытия из резиновой крошки, мягкая кровля или иные гидроизоляционные материалы. Мы видим большой потенциал не только в указанных в постановлении товарах, но и в новых материалах, используемых в строительстве, в частности в дорожном строительстве, например, в производстве модификаторов для асфальтобетона. Помимо устранения несовершенств действующего законодательства в виде низких нормативов утилизации, ставок экологического сбора, борьбы с различными махинациями при утилизации, важно создать механизмы, стимулирующие вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот, нужно выстраивать кооперационные цепочки и повышать востребованность вторичных ресурсов", - добавил директор по устойчивому развитию РЭО Игорь Забралов.

В России расширенную ответственность производителя (РОП) ввели в конце 2014 года, норматив утилизации появился в 2016-2017 годах только для некоторых товаров и составил всего 5-10%. Кроме того, тогда он не затронул упаковку, которая составляет половину всех бытовых отходов. С конца 2019 года правительство запустило реформу РОП. 

Теги:
Россия