КИРОВ, 24 ноября. /ТАСС/. Созданная в России система Ресурсно-учебных методических центров (РУМЦ) в вузах поможет учебным заведениям в вопросах формирования инклюзивной культуры и адаптации студентов с инвалидностью после военных травм. Об этом сообщила в четверг заместитель начальника отдела анализа, оценки и развития деятельности образовательных организаций департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России Светлана Москалева в ходе Всероссийского форума инклюзивного высшего образования "Инклюзивная культура: от методологии к "коробочным решениям", который проходит в "Точке кипения" Вятского государственного университета в Кирове.
"Инклюзивная культура, на мой взгляд, - это многоуровневое понятие. Сюда входит возможность осуществлять свои права наравне со здоровыми гражданами во всех сферах жизни. Конечно, остаются некоторые проблемы. К примеру, на сегодняшний день они связаны с тем, что в системе появится большое количество инвалидов вследствие военных травм, но система РУМЦ будет готова осуществлять учебно-методическую поддержку вузов, применять адресные меры поддержки, и, таким образом, как мы думаем, образование станет билетом в жизнь для многих людей с ограниченными возможностями здоровья", - сказала Москалева.
Всероссийский форум инклюзивного высшего образования стал одним из ключевых мероприятий этого года для всей сети РУМЦ Российской Федерации. Последнее мероприятие такого формата прошло в 2019 году. По словам руководителя РУМЦ ВятГУ Светланы Борисовны Башмаковой, тогда работа только начиналась, и специалисты приезжали, чтобы обмениваться опытом, а сейчас у РУМЦ уже есть возможность оценить практические результаты.
24 ноября команда специалистов РУМЦ ВятГУ вместе с коллегами из российских вузов провела моделирование инклюзивных практик по шести направлениям, в которые входят практики межведомственного взаимодействия, трудоустройства, цифровизации в обучении, организации дополнительного образования, общественной оценки качества, а также волонтерские практики. Главная цель моделирования - познакомить представителей вузов с различными и уже апробированными возможностями.
Также в ВятГУ презентовали онлайн-магазин "коробочных решений" - разработку РУМЦ ВятГУ для обмена инклюзивными технологиями, методиками и продуктами. Как пояснили в вузе, "коробочное решение" - это продукт, который можно приобрести, внедрить и использовать на территории своей организации без привлечения сторонних специалистов. В настоящий момент в онлайн-магазине выставлены 69 решений из разных регионов Российской Федерации.
О форуме
Всероссийский форум "Инклюзивная культура: от методологии к "коробочным решениям" проходит в "Точке кипения" Вятского государственного университета в Кирове 24-25 ноября в гибридном формате: онлайн и офлайн. Форум проводится по заданию Министерства науки и высшего образования РФ. В форуме принимают участие около 170 представителей филиалов РУМЦ, вузов, органов власти, некоммерческих организаций и предпринимателей. Они планируют обобщить опыт и представить новые направления деятельности по сопровождению инвалидов.