12 декабря 2022, 16:42

Эксперт оценил рекомендации Минздрава по общению врачей с пациентами

Если пациент не доверяет врачу, это уменьшает возможность его выздоровления, считает научный руководитель Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Владимир Стародубов

МОСКВА, 12 декабря. /ТАСС/. Доброжелательное отношение врача к пациенту позволит повысить уровень доверия населения к медицине в целом. Такое мнение выразил ТАСС в понедельник научный руководитель Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОЗ) Владимир Стародубов.

"Естественно, - сказал он, отвечая на соответствующий вопрос. - Если пациент не доверяет врачу, это уменьшает возможность его выздоровления". Стародубов отметил, что общение с пациентом входит в процесс лечения, поэтому, по его словам, каждый врач должен быть "немного психологом".

Ранее ЦНИИОЗ утвердил и опубликовал методические рекомендации для врачей и персонала больниц о том, как общаться с пациентами во время дистанционной записи на прием или консультации. Согласно рекомендациям, в общении врача с пациентом недопустимы фразы и интонации, демонстрирующие безучастность и безразличие, а также отражающие безынициативность и нежелание помочь. Кроме того, для врачей недопустимы оценочные суждения, оскорбления, а также фразы, трактуемые как попытка уйти от ответственности.

В перечне рекомендаций также опубликован примерный перечень "фраз-провокаторов". Например, вместо "нельзя" или "невозможно" врачу рекомендуется говорить "можно по-другому", "получится, только если…" или "тем не менее, вместе с тем, с другой стороны, наилучший вариант - это…". Вместо "ваша проблема", в частности, рекомендуется употреблять "наша с вами ситуация". Кроме того, врачей призывают не употреблять фразы "я не знаю", "скорее всего" и "у меня нет такой информации", а заменить их на "я уточню этот вопрос, и мы с вами обязательно свяжемся…"

Среди "фраз-провокаторов" в документе также отмечаются уменьшительно-ласкательные выражения, такие как "минуточку", "секундочку", "договорчик", "звоночек". Их использовать не рекомендуется.

Как рассказал ТАСС помощник министра здравоохранения Алексей Кузнецов, работникам медорганизаций важно проявлять эмпатию по отношению к пациенту, а в медицинском учреждении должна быть создана атмосфера взаимного уважения и конструктивного взаимодействия. "Сегодня первостепенное значение имеет создание условий для роста удовлетворенности граждан медицинской помощью. При этом впечатление у пациента начинает складываться уже в момент первого контакта - записи на прием к врачу. Минздравом проводится большая работа по повышению доступности и эффективности дистанционной записи, включая изменение подходов к организации работы первичного звена здравоохранения", - сказал он. 

Теги:
Россия