17 февраля 2023, 05:15
Статья

Отряд из 33 спасателей-добровольцев и пяти служебных собак поисково-спасательного отряда "Экстремум" на днях вернулся в Санкт-Петербург из города Адыяман на юго-востоке Турции. Это такие же спасатели, как те, кто работает в МЧС, только за эту деятельность они не получают денег, а, наоборот, вкладывают свои — например, в покупку снаряжения. Чтобы поехать на помощь в Турцию, некоторым пришлось брать отпуск за свой счет, но они посчитали это правильным, ведь эта трагедия унесла десятки тысяч жизней

Спасатели "Экстремума" с местными добровольцами и спасателями на развалинах жилого дома. Пресс-служба "Экстремум"
Спасатели "Экстремума" с местными добровольцами и спасателями на развалинах жилого дома

Желающих было больше

Региональную общественную организацию "Поисково-спасательный отряд (ПСО) "Экстремум" основали в 2006 году, она занимается аварийно-спасательными работами и подготовкой добровольных спасателей. В объединении работают спасатели-добровольцы с государственной аттестацией. В "Экстремум" входят 246 человек, дополнительно принимают участие 362 зарегистрированных добровольных помощника.

Стать добровольным помощником, вступив в ПСО "Экстремум", могут все желающие старше 18 лет. Для этого нужно успешно окончить курс "Спасатель РФ" (пройти его можно в самом ПСО) или обладать определенной специальностью в сфере общественного аварийно-спасательного формирования (например, кинолог). Добровольцы оказывают помощь профессионалам при проведении спасательных работ. Требования к членам ПСО — постоянное совершенствование навыков по программам обучения, участие в тренировочных выездах.

"Каждый год мы набираем одну или две группы по 18 человек, преподаватели — наши спасатели и преподаватели специализированного учебного центра, совместно с которым реализуется учебная программа", — говорит спасатель Елена Кузнецова.

Добровольцы отметили, что собрались в пострадавший после землетрясения район Турции не раздумывая. Руководитель ПСО "Экстремум" — спасатель Борис Лейтес подчеркнул, что в Адыяман хотели направиться 50 человек, но кто-то в итоге не смог из-за важной работы или отсутствия загранпаспорта.

Руководитель ПСО "Экстремум" Борис Лейтес. Ольга Костромина/ ТАСС
Руководитель ПСО "Экстремум" Борис Лейтес

"Когда произошло это землетрясение, для нас было понятно, что мы можем поехать, мы готовы, люди готовы, есть группа управления, которая понимает, как нужно действовать. Это первый такой выезд, у нас не было, конечно, уверенности, что удастся договориться о транспортировке. Потому что это не только 30 человек, это собаки, это полторы тонны оборудования", — сказал Лейтес.

С логистикой помогла турецкая авиакомпания. До Стамбула служебные собаки Застава, Кассандра, Кукла и Баста летели в боксах в грузовом отсеке самолета, это для животных стало стрессом. На самолете до Адыямана их разместили вместе с хозяевами в бизнес-классе, этот отдых помог сразу приступить к работе на месте происшествия. Позднее к ним присоединилась еще одна собака — Редиска.

Татьяна Правдихина, Надежда Григорьева со служебной собакой Кассандрой, Валерия Верховодко, Анастасия Азарова, Лидия Троицкая со служебной собакой Куклой. Пресс-служба "Экстремум"
Татьяна Правдихина, Надежда Григорьева со служебной собакой Кассандрой, Валерия Верховодко, Анастасия Азарова, Лидия Троицкая со служебной собакой Куклой

Заместитель руководителя кинологической службы Надежда Григорьева отправилась в Турцию с чемпионом мира по поисково-спасательной работе (в категории поиска людей в природной среде) Кассандрой, которой 25 февраля исполнится шесть лет, что по меркам этой категории поисково-спасательных собак расцвет сил.

"Сомнений не было, мы же занимаемся тренировками, спасательной деятельностью. Мы все прекрасно понимаем, что первые дни после землетрясения самые важные. И собака там очень ценный ресурс", — отметила Надежда Григорьева.

Как шла работа

Население Адыямана составляет порядка 256 тыс. человек. Степень разрушения города неизвестна, но, по данным "Экстремума", примерно четверть строений уничтожено и 90% зданий так или иначе повреждено.

Добровольцы улетели из Петербурга 8 февраля, вернулись 14 февраля. Спасатель, пожарный Александра Шипилова рассказала, что осознание масштаба бедствия пришло в аэропорту Стамбула. По ее словам, там было очень много спасателей со всего мира.

Александра Шипилова. Ольга Костромина/ ТАСС
Александра Шипилова

"Мы все скапливались в аэропорту Стамбула, и потом у нас был перелет дальше — к Адыяману. И этот борт тоже был полностью заполнен добровольцами. Мы были профессиональной командой, а остальные, судя по символике на одежде, рабочие, парамедики, сотрудники строительных и логистических компаний", — вспоминает спасатель.

Первое, что увидели добровольцы "Экстремума", когда прилетели в Адыяман, — скопление людей на взлетно-посадочной полосе. Пострадавшие стремились покинуть сильно разрушенный город, буквально штурмуя самолеты.

"Все, что там произошло, — это гигантская трагедия, это страшно выглядит, очень похоже на какой-то фильм-апокалипсис. Это пустынные улицы, разрушенные дома, заваленные улицы, костры горят, дым, пыль, вой сирен скорой помощи. Это местные жители, которые находятся около своих разрушенных домов, где, возможно, находятся их родственники, атмосфера скорби, уважения, сочувствия друг другу, понимание всеобщего горя", — поделился Борис Лейтес.

Когда добровольцы приехали к месту назначения, уже темнело. Командиры ушли в координационный центр получать задачи, часть команды сразу вышла на работу, пока другая смена разбивала лагерь. Возле каждого завала дежурили родственники, соседи. Зачастую, когда спасатели шли на определенный объект, к ним обращались местные жители, которые просили подойти к завалам с собакой. Абстрагироваться от происходящего вокруг было нелегко, призналась Александра Шипилова.

Спасатели "Экстремума" разбирают завалы жилого шестиэтажного дома. Пресс-служба "Экстремум"
Спасатели "Экстремума" разбирают завалы жилого шестиэтажного дома

"Когда копаешь детскую комнату, не хочется, чтобы там было тело. Хочется, чтобы там ничего не было. Помню, раскапывали комнату четырнадцатилетней девочки. И там такая же гора косметики, как и у моей дочери, ведь это такой же ребенок", — вздохнула спасатель.

В целом добровольцы занимались разведкой, работали по сообщениям очевидцев, проверяли завалы тепловизорами и камерами, разбирали завалы и извлекали тела. По словам Бориса Лейтеса, в городе было много разрушений, которые не позволяют выжить. Пятиэтажные дома "сворачивались" в двухметровые груды камней.

"Самый критический фактор, который повлиял, наверное, на количество погибших, что для нас было неожиданностью, — это погода. Днем +5…+6 градусов, ночью −6…−7 градусов. Единицы выживают при такой температуре и очень высокой влажности. Если бы были другие погодные условия, было бы гораздо больше шансов", — Лейтес говорит с нескрываемой горечью.

Как работали кинологи

Кинолог Надежда Григорьева рассказала, что Кассандре и ее "коллегам" пришлось нелегко: такой масштаб не отработать на тренировках. Было очень много людей, наблюдающих за работой собаки, большое количество кошек, еды из разрушенных домов и других отвлекающих факторов.

Несмотря на трудности, собаки работали практически без отдыха. В первые несколько суток обращения поступали постоянно, Кассандра переводила дух в течение пары часов после осмотра двух или трех объектов. Команды с четвероногими осматривали в том числе объекты, на которых работали местные спасатели. Однако на данный момент достоверно неизвестно, скольких людей нашли животные.

"У нас практически нет обратной связи. Статистика еще не подведена, особенно где работали не наши ребята. Мы даже не знаем в итоге, нашли, не нашли, подтвердилось, не подтвердилось. У моей собаки точно было поведение на поиск живого человека на двух объектах. На одном объекте мы работали, перепроверяли за другой собакой, она дала обозначение живого голосом", — сказала Надежда Григорьева. На этом кинологи завершали свою часть работы, давали наводку другим спасателям и двигались дальше. Так как обращений было очень много, нужно было проверить как можно больше объектов.

Заместитель руководителя кинологической службы Надежда Григорьева с собакой Кассандрой. Ольга Костромина/ ТАСС
Заместитель руководителя кинологической службы Надежда Григорьева с собакой Кассандрой

На втором объекте, где, судя по поведению Кассандры, мог находиться человек, была слишком большая глубина. Кинолог так и не знает, удалось ли спасателям достать пострадавшего.

Общение на разных языках

Борис Лейтес рассказал, что в Адыямане помимо турецких спасателей работали представители порядка десяти стран, в том числе Испании, Македонии, Болгарии. К каждой иностранной команде МЧС Турции прикрепил сопровождающего, который говорил по-английски, также в городе находилось большое количество волонтеров, в том числе переводчиков.

Водитель везет спасателей "Экстремума" до пункта назначения. Пресс-служба "Экстремум"
Водитель везет спасателей "Экстремума" до пункта назначения

"Из местных — один человек из 30 говорит по-английски. Бывали случаи, когда объяснялись и на пальцах. Гугл-переводчик тоже помогал, общались прямо с помощью него, потому что турецкие власти развернули в городе временную базовую станцию и там был интернет", — рассказал Лейтес.

Александра Шипилова подчеркнула, что при общении с иностранными спасателями не было напряжения. Зарубежные команды высоко оценили профессионализм добровольцев "Экстремума". Местные жители были признательны, говорили спасибо, кто-то даже по-русски. Прямо на завалы люди приносили спасателям еду, воду и помогали чем могли.

Статистика

Официальной статистики по работе спасателей пока нет, так как база данных постоянно обновляется. Согласно последней информации, на ЧС в Турции работали более 150 международных команд. По данным "Экстремума", международными командами, без учета местных сил, извлечено 211 живых пострадавших, погибших — 598.

Спасатели "Экстремума" извлекли два тела, совместно с другими командами — еще восемь. Было четыре обозначения живых пострадавших и два обозначения, когда все еще под вопросом. На одном из объектов, где работали тайваньские спасатели, кинологи обозначили наличие человека, спустя время спасатели его извлекли из-под завалов.

Командир отделения Денис Юсупов проводит инструктаж по маркировке объектов по системе INSARAG. Пресс-служба "Экстремум"
Командир отделения Денис Юсупов проводит инструктаж по маркировке объектов по системе INSARAG

"Невозможно разорваться, это вопрос выбора. У нас в меньшей степени, потому что есть координационный центр, который вынужденно выбирает: куда мы идем, что мы делаем. Мы работаем здесь, а вокруг еще пять зданий, нам неизвестно, может быть, там тоже есть люди. <…> Отъезд, приезд — это был один длинный день, поэтому, когда в аэропорту спросили, сколько дней мы там были, я не смог ответить — все смешалось", — заключил Борис Лейтес.

О землетрясениях

Землетрясения магнитудой 7,7 и 7,6 произошли 6 февраля с интервалом в девять часов в провинции Кахраманмараш на юго-востоке Турции. Подземные толчки, за которыми последовали сотни афтершоков, ощущались и в соседних странах, из которых больше всего пострадала Сирия. В Турции число погибших превысило 36 тыс., более 105 тыс. человек получили травмы. По данным сирийского Минздрава, число жертв на подконтрольной правительству территории составило 1 414, еще 2 349 человек были доставлены в больницы.

Ольга Костромина