МОСКВА, 1 марта. /Корр. ТАСС Олеся Кулинчик/. Московские власти приняли решение разгрузить транспортный центр столицы, предоставив жителям возможность строить маршруты в подземке по Большой кольцевой линии (БКЛ). На карте столичного метрополитена появилось схематичное очертание сердца, открылись девять новых станций, передает корреспондент ТАСС.
Запуск движения по метрокольцу был дан на станции "Сокольники" при участии по видеосвязи президента РФ Владимира Путина и очном присутствии мэра Москвы Сергея Собянина. Событие состоялось на одноименной станции Сокольнической линии, которая теперь стала пересадочной с БКЛ, откуда в 1935 году впервые отправились пассажирские поезда под землей.
Путин назвал новое кольцо "масштабным проектом", а Собянина в шутку - главным строителем. Мэр, в свою очередь, поблагодарил президента за пристальное внимание к развитию столицы и повсеместную поддержку. По его словам, в проекте БКЛ были задействованы все комплексы и десятки предприятий города, а метростроители совершили подвиг, реализовав его за рекордно короткие сроки - работы были начаты в ноябре 2011 года. "Это самый большой и крупный проект за всю историю метростроения. Новое сердце транспортной системы Москвы, которое объединяет и МЦД, и МЦК, и [радиальные] линии метро в единую систему, позволяет присоединять новые линии метро", - сказал градоначальник.
Поезда на новой линии соответствующие - около 100 современных российских составов "Москва-2020". Большинство из них имеют полоски бирюзового цвета, как на схеме метро у Большого кольца, а также эмблему с двумя "сердцами" столицы - очертаниями БКЛ и МЦК. В поездах с мягким ходом максимально широкие на сегодняшний день двери, возле каждого сидения - USB-зарядки, а также информационные дисплеи и интерактивные карты метро. Однако не на всех схемах сейчас можно увидеть, что кольцо запущено полностью - обновление придется подождать, равно как и запуск новых экранов над дверными проемами с подсказками, из какого вагона лучше выходить. Также на некоторых станциях, которые во время стройки БКЛ были конечными, пока не убрали табло "Нет посадки".
Новые маршруты
В первые часы после церемонии открытия на новых станциях многолюдно. У информационных стоек и в мобильных приложениях пользователи Большого кольца прокладывают новые маршруты до привычных станций назначения - интернет и мобильная связь здесь уже работают стабильно. Ожидание поезда занимает порядка пяти минут, но на платформах составы не задерживаются.
Москвичка Елена, с которой поговорил корреспондент ТАСС в ожидании поезда, рассказала, что приехала с восьмилетним сыном Ярославом на новые станции специально - стать свидетелями исторического события, как когда-то прабабушки, первые пассажиры московского метрополитена.
Станция "Сокольники", оформленная декоративными панно в память о первых метростроителях, вместе с "Марьиной рощей" и "Рижской" вошла в северо-восточный участок БКЛ. Каждая из трех станций является пересадочной на радиальные линии. Основой дизайна "Марьиной Рощи" стала эстетика фарфора. "Рижскую" украсили 16 арок из стали со встроенной подсветкой и мультимедийная динамичная инсталляция под потолком.
Аналитик в логистической сфере Мария говорит, что теперь для прогулки с друзьями на ВДНХ ей нужна только одна пересадка, а не три. И она планирует ездить по БКЛ ежедневно - в том числе на новую работу уже с завтрашнего дня.
Далее по часовой стрелке на БКЛ идут станции, уже знакомые пассажирам, - участок от "Электрозаводской" до "Нижегородской" на протяжении нескольких лет действовал в составе Некрасовской ветки, а теперь заработал в составе Большого кольца. По пути к реконструированной "Каховской" в поезде преимущественно молодые люди, они тоже обсуждают новые станции - отмечают, что кругом стильно, светло и чисто.
Экономия времени
Следующие станции - "Текстильщики" и "Печатники" - похожи: в серых тонах, с колоннами между путями и береговыми платформами. Именно поэтому в поезде звучат объявления, что выход - на правую сторону. Водитель Андрей, рассматривая путевые стены и потолки, пояснил корреспонденту ТАСС, что для понимания дизайна станций стоит поискать о них информацию - тогда двухуровневый потолок "Текстильщиков" напомнит вязальный или ткацкий станок, а в колоннах на "Печатниках" получится узнать заглавную букву "П".
Аналогичный двухпутный тоннель был проложен и до станции "Нагатинский затон". Здесь на мраморных стенах разместили арт-объекты - мозаичные панно с обитателями столичных рек и водоемов. Ради памятного фото на платформу раньше времени вышел фрилансер Роман: говорит, может прогуляться, потому что привычный маршрут от "Кузьминок" до "Мичуринского проспекта" теперь без пересадок занимает у него вместо 2 часов менее 40 минут.
Станции "Кленовый бульвар" и "Каширская" пока не столь многолюдны. Формы вестибюля первой напоминают дворец в Коломенском, вторая же отличается тремя пролетами - здесь будет кроссплатформенная пересадка на Замоскворецкую линию. Соединяет эти станции с ранее введенным участком БКЛ реконструированная станция "Варшавская". Ее украшают колонны, облицованные отражающими панелями, и светло-серый шимановский гранит на полу. До конца недели "прогуляться" по Большому метрокольцу Москвы можно бесплатно.
Эксперты московского транспорта считают, что 31 станция и 70 км тоннелей новой линии улучшат обслуживание 15 млн жителей Москвы и Подмосковья, а экономия времени на большинстве маршрутов составит до 45 минут. БКЛ соединила существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить пересадочные контуры московской подземки.