МИНСК, 22 марта. /ТАСС/. Сведения об участии украинских коллаборантов в уничтожении белорусской деревни Хатынь 80 лет назад нужно было больше предавать огласке с самого начала, возможно, тогда бы их идеологические наследники не смогли в XXI веке устроить многолетний геноцид жителей Донбасса и другие преступления. Об этом в среду заявил посол России в Белоруссии Борис Грызлов в комментарии для ТАСС по случаю годовщины хатынской трагедии.
Он обратил внимание, что в военных преступлениях фашистской Германии активно участвовали коллаборанты, причем "особой жестокостью, в том числе к своим соотечественникам, отметились состоявшие на службе у эсэсовцев украинские и прибалтийские националисты". "В советское время об их многочисленных преступлениях предпочитали не распространяться: после 1945 года подполье в конечном счете было уничтожено, а для советского народа, принявшего на себя основной удар военной машины рейха, эта тема оставалась, как сейчас принято говорить, слишком чувствительной", - напомнил Грызлов.
После войны, продолжил он, усилия жителей всех республик СССР были брошены на восстановление страны, и никто даже не мог помыслить, что нацизм снова поднимет голову в Европе, тем более на Украине. "В исторической ретроспективе, разумеется, становится понятно, что общество должно было больше знать о совершенных предателями зверствах - в том числе об участии именно украинских коллаборантов в сожжении Хатыни", - заявил российский посол.
По его мнению, тогда бы их идеологические наследники и "продолжатели дела", возможно, не сумели бы уже в наше время так легко захватить власть в Киеве, а впоследствии устроить многолетний геноцид в Донбассе и сожжение Дома профсоюзов в Одессе 2 мая 2014 года, когда в огне заживо сгорели около 50 мирных людей. "Недаром одесскую трагедию называют "второй Хатынью", - продолжил Грызлов. - В XXI веке пособники Гитлера стали идолами для нынешней украинской власти, а те, кто боролся с ними, - врагами".
Сегодня отдающим преступные приказы украинским политикам "аплодируют с высоких трибун в европейских столицах, закрывая глаза на совершаемые Вооруженными силами Украины преступления", отметил он. "Мы уже проходили это в 1930-е годы. Мы знаем, к чему ведут политика умиротворения, попытки манипулировать агрессивной идеологией и желание направить угрозу на Восток, в сторону России и Белоруссии. Нам не нужна еще одна Хатынь, чтобы убедиться в том, на какой политической доктрине XX века держится вся нынешняя украинская "незалежность". Второго шанса преступникам мы не дадим", - заявил Грызлов.
Символ скорби и памяти
22 марта 1943 года ворвавшиеся в Хатынь фашистские каратели из состава 118-го вспомогательного батальона охранной полиции и специального батальона СС "Дирлевангер" согнали жителей деревни в сарай, который обложили соломой, облили бензином и подожгли. Людей, пытавшихся выбраться из объятой пламенем постройки, расстреливали. Жертвами трагедии стали 149 мирных жителей, из них 75 детей. Уходя, каратели разграбили и сожгли деревню.
Первым памятником жителям Хатыни стали поставленные на братской могиле три деревянных креста. Уже после войны был установлен обелиск с красной звездой, в 1964 году рядом с ним появился гипсовый памятник "Скорбящая мать". Решение о создании на месте Хатыни мемориального комплекса в память обо всех уничтоженных карателями белорусских деревнях и селах было принято в 1966 году, его открыли 5 июля 1969 года.
Мемориал повторяет планировку сожженной деревни. В местах, где стояли дома, размещены 26 символических венцов-срубов из бетона и столько же напоминающих опаленные огнем печные трубы обелисков, на которых установлены бронзовые таблички с именами убитых хатынцев. На каждом обелиске - печально звенящий колокол. На "Кладбище деревень" захоронены урны с землей из деревень Белоруссии, разделивших судьбу Хатыни. О том, что еще более 400 сожженных деревень были отстроены заново, рассказывает элемент мемориала "Символические деревья жизни".
Этот мемориальный комплекс, по словам Грызлова, стал "архитектурным воплощением общей скорби и символом памяти о невинных жертвах той чудовищной расправы". "Пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу": таков наказ потомкам, выбитый на Венце памяти у братской могилы в Хатыни. И эту память мы не можем предать", - заключил посол.