Президент России Владимир Путин объявил 2023 год Годом педагога и наставника. При этом уже шесть лет подряд лучшие специалисты в этой сфере получают из рук главы государства специальную награду — знак отличия "За наставничество". За это время его удостоились более 120 человек.
"Чтобы выйти на позицию наставника, нужно самому "расколдоваться"
"Многие студенты считают, что наставник — это тот, кто наставляет и вроде как заставляет. Я не согласен. Наставник — это тот, кто ставит "на", на какой-то путь. Наставник может быть великим человеком, например, руководителем страны, выдающимся философом или поэтом. А для кого-то наставник — просто один из ровесников" — так определил наставника руководитель партии "Новые люди", основатель компании Faberlic Алексей Нечаев.
Путь политика в наставничестве начался в детстве с поисковых отрядов, где он, тогда еще школьник, решил стать вожатым. После работы в поисковом отряде "Дозор" и в лагере "Юность" в МГУ Нечаев создал свой отряд "Рассвет", а затем — первую в Москве внешкольную пионерскую дружину. "Через наставничество ты вступаешь в отношения с большим количеством людей. Ты отдаешь знания, опыт. Но в какой-то момент ученика нужно выкидывать из гнезда в жизнь. Жизнь — это не аквариум, не теплица. Поэтому человека надо готовить прямо в этой жизни — не к жизни, а в жизни! И не держать его все время при себе", — сказал он.
После юношеских отрядов в жизни Нечаева наступил новый этап — он стал предпринимателем и основателем крупной российской косметической компании Faberlic. Сегодня помимо косметики она занимается производством одежды, аксессуаров, бытовой химии. Можно сказать, что его компания сама походит на наставнический проект.
"Тысячи наших сетевых директоров работают по всей России и в 40 странах мира. Много делают для людей: обучают, мотивируют их. Есть такой феномен: пока ты передаешь людям опыт, они в этот момент растут, но также в это время растешь и ты сам. Неизвестно, станут ли люди лучше, но ты сам точно станешь. Это путь наставника", — отметил Нечаев.
На этом его история как наставника не заканчивается. Следующим проектом стала образовательная программа "Капитаны". "Этой программе уже десять лет, мы учим молодых людей быть предпринимателями. Факультет бизнеса "Капитаны" был основан в РЭУ имени Плеханова в Москве. А сейчас наша программа работает еще в 12 вузах в разных городах России", — рассказал предприниматель.
Однако самым масштабным достижением в качестве наставника в жизни Нечаева стала партия "Новые люди" и ее образовательная программа молодежного предпринимательства "Я в деле", отмечает он сам. В ней, по заверению руководителя, образовательная составляющая равноценна политической. Партийный проект был открыт в январе 2022 года. За год в нем поучаствовали более 85 тыс. студентов и школьников по всей стране, что показало его востребованность.
Ежегодно проходит два сезона программы, каждый из которых рассчитан на пять месяцев. После набора учебных групп проводятся отборочные предпринимательские турниры по всей стране. Затем два месяца идет курс "Стартап". Последние полтора месяца самые сильные студенты учатся быть наставниками сами.
"В процессе обучения проходят так называемые воркшопы. Это формат общения, где разные группы рассказывают о своих идеях и достижениях. Часто ты зацикливаешься на чем-то в своих взглядах, даже внутри группы. А когда собираются еще люди и говорят: "Слушай, а вы не пробовали так?" Идея может быть элементарной, но, пока ее не озвучили, она тебе и в голову не приходила", — поделился руководитель проекта.
По мнению Нечаева, многие молодые участники программы смогли даже найти своих инвесторов и научиться на ошибках своих коллег.
Людям очень важно увидеть не только успешный опыт. На успехе не учатся. А когда у тебя не получилось, ты почувствовал вкус дела — вот это очень ценно. Тогда ты заводишься. Эти люди даже более продуктивно что-то делают потом
В то же время партия не останавливается на достигнутом и продолжает образовательную деятельность. Главный постулат в этом основан на том, что люди учатся в деятельности, а не по академическому плану. Так произошло и с муниципальными выборами в 2022 году, поскольку кандидатов в депутаты надо было подготовить и обучить.
Несмотря на такой успех в деле наставничества, Нечаев не перестает утверждать, что это немалый труд и подвиг, который под силу не каждому. Так, 25 октября 2018 года за заслуги в профессиональном становлении молодых специалистов и активную наставническую деятельность он получил тот самый знак отличия "За наставничество".
"Одним наставникам важно, чтобы человек "продлил" его. Как и для многих родителей важно в своих детях воспроизвести себя же. Для других важны не собственные интересы или интересы дела, а то, что происходит с этим человеком, какие у него интересы и беспокойства. Забота об интересах другого — это и есть настоящие отношения", — пояснил Нечаев. "Чтобы выйти на позицию наставника, нужно самому "расколдоваться". Ведь наставнику важен человек. Если ты хочешь человеку действительно помочь, тебе нужно подумать именно о нем, не об интересах дела, а о его интересах", — резюмировал он.
От монографий и научных статей до борьбы с холерой и Эболой
Наставничество — это не просто учить тому, как на практике использовать свои знания, но и как жить, считает советский и российский микробиолог, эпидемиолог и инфекционист, доктор медицинских наук, академик РАН, советник директора по научной работе Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Виктор Малеев. Его путь в наставничестве оценили в июне 2020 года, когда он также был награжден президентским знаком отличия. По словам ученого, наставничество предполагает передачу определенной идеологии.
Должна быть идеология, необходимая для благополучия страны и ее населения
Всю свою жизнь он вдохновлялся примером своего учителя, советского и российского эпидемиолога Валентина Ивановича Покровского, которого по праву считал основоположником отдельной научной школы. Став одним из первых его учеников, Виктор Малеев перенял от него вместе с профессиональными знаниями и поведенческие навыки, "как вести себя, как наставлять молодых".
"Не могу сказать, что создана моя школа. Но кое-что все-таки есть: у меня уже 52 ученика. Из них 16 докторов наук, остальные — кандидаты медицинских наук. Есть специалисты из республик бывшего Советского Союза", — рассказал эпидемиолог.
Научный стаж Малеева отсчитывается с 1968 года, до этого он работал на практике. Три года после окончания института инфекционист проработал в отдаленном селении, где набрался врачебного опыта, который одновременно с научным передавал своим ученикам.
"Когда я приезжал куда-то, собирал врачей-практиков, проводил с ними разбор ситуаций, учил находить оптимальное решение. Выступал и на международных конференциях, поэтому приходилось быть наставником и на международном уровне, в союзных республиках. У меня есть ученики в Азербайджане, Узбекистане. На территории нашей страны — от Сахалина до Крыма. Вот у меня ученик, доктор наук Александр Баранов, который работает на Сахалине, причем не в столице, а в отдаленном районе. Есть ученик в Симферополе. Есть в Челябинске ученики, в Тюмени, Ставрополе, Ярославле, Смоленске, Саратове", — вспомнил свою историю наставничества ученый.
Много лет в своей карьере Малеев занимался лечением холеры, кишечных инфекций, для борьбы с которыми разрабатывал водно-солевые растворы, в частности регидрон. Кроме того, специалист много изучал редкие особо опасные инфекции, такие как чума, лихорадка Эбола. Областью его специализации стал патогенез (механизм возникновения и развития заболеваний — прим. ТАСС) инфекций.
Не менее важное направление научной работы Малеева связано с тем, что он занимал должность главного инфекциониста Минздрава России около десяти лет. За это время эпидемиолог побывал во всех регионах страны. "Но в этой работе участвовали и врачи местные, которые учились у меня. Потому что есть инфекции, которые многие не видели. В мире на сегодня около 2 тыс. инфекций. И знать эти инфекции только по книжке, по учебнику недостаточно", — рассказал он.
Некоторые ученики Малеева смогли реализовать часть идей ученого. "Например, ожирение и инфекции — важная тема. У меня работала Лариса Ивановна Ткаченко в Ставрополе, [написала работу] по ожирению у больных хроническим гепатитом. В Тюмени написали по этой теме докторскую, но уже по респираторным инфекциям. Какие-то ученики активнее развивали тему редких инфекций", — поделился он.
"Если говорить об открытых мной инфекциях, можно вспомнить, например, астраханскую риккетсиозную лихорадку. К слову, ректор мединститута в этом городе был моим учеником. В Ижевске обнаружил новую разновидность клещевого боррелиоза — у него другая симптоматика по сравнению с тем, что было известно ранее", — рассказал Малеев.
Сейчас ученый занимается написанием монографий, передавая знания молодому поколению специалистов и продолжая таким образом свою традицию наставничества. Основной научной идеей, в которой хочет продолжать развиваться Малеев, является эволюция инфекционных болезней.
В профессиях врача и учителя нельзя стать мастером своего дела без наставника
Советский и российский травматолог, ортопед, общественный и политический деятель, председатель Самарской губернской думы Геннадий Котельников получил награду за наставничество из рук главы государства самым первым, 15 марта 2018 года.
"Вручил его [знак] мне сам Владимир Владимирович Путин, сказав при этом: "В России учреждена новая государственная награда — знак отличия "За наставничество". И мне очень приятно отметить, что такой знак за номером один вручается ректору Самарского государственного медицинского университета, академику Геннадию Петровичу Котельникову. Он — выдающийся врач, настоящий учитель, наставник, воспитал целую плеяду замечательных врачей и ученых", — рассказал Котельников.
Он возглавлял Самарский государственный медицинский университет в течение 21 года. По его свидетельству, в этом университете наставничество всегда было в чести. Так, эта работа продолжается там и по сей день вместе с подготовкой специалистов, сообщил почетный ректор.
"По распоряжению ректора Александра Владимировича Колсанова создан Совет по наставничеству. Я его возглавляю. В его работе активно участвуют все основные подразделения вуза: Институт профессионального образования, Центр развития кадрового потенциала, управление кадров, профсоюзный комитет вуза, члены школы молодого преподавателя, наставники-добровольцы", — рассказал он.
Всю жизнь Котельников продвигал тему наставничества и его развития в стране. Своим ученикам наставник старается прививать старательность, ответственность, дисциплинированность и любовь к делу всей своей жизни. Среди его подопечных 26 докторов наук и 59 кандидатов наук.
"Во все времена бытовала совершенно справедливая точка зрения: "Есть наставник и есть наставляемый. Есть и обоюдная польза от наставничества — и наставнику, и наставляемому". Такой путь — от наставляемого к наставнику — прошел и я. Таким же образом сам обучаю молодых врачей и сегодня", — добавил он.
Вместе с тем Котельников убежден, что без наставника в профессиях врача и учителя вообще невозможно стать мастером своего дела. До сих пор он является почетным ректором Самарского государственного медицинского университета, председателем Совета ректоров вузов Самарской области. Помимо этого, признается как основатель научно-педагогической школы, автор более 900 научных трудов и свыше 125 изобретений.
"Сама история наставничества уходит корнями в глубокую древность. Наставников, мудрецов и ученых почитали и уважали во все времена. Практика наставничества существовала еще в Древней Греции, а слово "ментор", которым часто обозначают наставников, происходит от имени персонажа гомеровской "Одиссеи". Ментор был другом Одиссея, которому он оставил на попечение своего сына перед отъездом на Троянскую войну", — рассказал Котельников.
В современной России роль наставничества чрезвычайно велика. Оно помогает формировать профессионалов. Ведь сейчас, по сути, во всех отраслях катастрофически не хватает профессионалов, мастеров своего дела. И наставничество помогает решать эту проблему, помогает формировать профессионалов во всех сферах. Но особенно — в образовании и здравоохранении, наиболее близких для меня
Анастасия Шаренкова