29 июня 2023, 10:20

Почти треть опрошенных пользователей соцсетей в РФ сталкивались с агрессией на сервисах

Результаты проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ опроса свидетельствуют, что в 2022 году аккаунты в социальных сетях имели 71% россиян в возрасте 14 лет и старше

МОСКВА, 29 июня. /ТАСС/. Почти треть пользователей социальных сетей в России сталкивались с агрессией на этих сервисах. Об этом свидетельствуют опубликованные в четверг результаты опроса, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.

Учение из ИСИЭЗ НИУ ВШЭ изучили опыт столкновения с деструктивным поведением и способы противодействия ему в социальных сетях на основе результатов репрезентативного опроса жителей России старше 14 лет, проведенного в августе-сентябре 2022 года.

"Почти треть (29%) пользователей соцсетей сталкивались с коммуникативной агрессией на этих сервисах за последние три месяца, предшествовавшие опросу. Ее наиболее распространенная форма - нежелательное внимание (19%), включающее настойчивые попытки общаться, несмотря на отказы (12%), бестактные вопросы от незнакомцев (9%) и нежелательные сообщения с предложениями сексуального характера (6%)", - говорится в исследовании.

По данным опроса ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в 2022 году аккаунты в социальных сетях имели 71% россиян в возрасте 14 лет и старше. 77% из них зарегистрированы сразу в нескольких таких сервисах, в среднем - в трех.

Объекты атак

Опрос показал, что каждый десятый пользователь соцсетей подвергался враждебным нападкам (10%). Чаще сталкиваются с киберагрессией в соцсетях проявляющие в них большую активность молодые пользователи. В самой юной возрастной когорте от 14 до 22 лет такой опыт имеют 43%, среди пользователей 23-29 лет их доля на 9 п. п ниже (34%), в старших возрастных группах величина показателя снижается еще сильнее. Девушки чаще юношей становятся объектами нежелательного внимания (34 против 22%).

На коммуникативные риски влияет характер пользования соцсетями. В частности, респонденты, которые производят контент (высказываются в личных сообщениях, постах или комментариях размещают фотографии, делятся публикациями и др.), подвергаются киберагрессии чаще тех, кто этого не делает (32 % против 11%).

Выражение своей гражданской позиции также резко повышает соответствующие риски - до 57%. Блогеры также являются объектами нападок. Около 63% из них сталкивались в соцсетях с какими-либо формами нежелательного поведения.

Защитные меры

Функционал всех социальных сетей, напоминают в ИСИЭЗ ВШЭ, предусматривает стандартные инструменты для противостояния нежелательному поведению, но прибегают к ним только 34% пользователей. Менее трети (30%) столкнувшихся с этими проблемами добавляли кого-то в черный список и лишь 14% жаловались на комментарии.

Среди респондентов, выражавших в соцсетях свою гражданскую позицию по каким-либо вопросам, и блогеров более половины задействовали функции блокировки пользователей (53%) или жалоб на комментарии (51%). В то же время пользователи, наблюдавшие киберагрессию исключительно в адрес других людей или групп, только в 18% случаев предпринимали хотя бы одно из этих действий.

Лучше защищают себя в соцсетях пользователи с высоким уровнем цифровых навыков. Более половины из них, столкнувшись с нежелательным поведением, применяли какие-либо инструменты защиты. Среди пользователей с низким уровнем цифровых навыков таких вдвое меньше (26%).

"Таким образом, слабая востребованность инструментов защиты от киберагрессии отчасти связана с дефицитом цифровых навыков аудитории рунета", - делают вывод исследователи. 

Теги:
Россия