ЕКАТЕРИНБУРГ, 30 марта. /ТАСС/. Глава Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов выступил с инициативой о разделении в Уголовном кодексе степени опасности от сбыта и хранения наркотиков.
С таким предложением он выступил в понедельник на Всероссийском совещании в Екатеринбурге.
"Предлагаю произвести переоценку степени общественной опасности от сбыта и хранения наркотиков, разбив диспозиции 228-й статьи УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов) на отдельные составы преступлений, - сказал Иванов. - Необходимо отнесение ряда деяний (в первую очередь, связанных с хранением наркотиков) в разряд менее серьезных преступлений путем изменения предусмотренных постановлением правительства весовых параметров, устанавливающих степень ответственности".
"Это позволит более активно применять уже имеющиеся механизмы правового побуждения к отказу от нарокопотребления. Не говоря уже о том, что в таком случае правоохранительная и судебная системы смогут сосредоточиться на раскрытии и судебном рассмотрении серьезных организованных форм наркопреступности, а не заниматься статистическим подсчетом количества наркоманов, задержанных за хранение разовых доз", - отметил Иванов.
На данный момент, по словам главы ФСКН, законодательно установлено, что "хранящий для личного потребления 2,5 грамма героина наркоман Сидоров приравнивается по степени общественной опасности к какому-нибудь отечественному наркобарону Пабло Эскобару". "Такое законодательство весьма комфортно для "палочной" отчетности и парадной статистики. - подчеркнул Иванов. - Так, коллеги, педалируемый экспертами и широко воспроизводимый в печати вывод о доминирующей роли МВД в борьбе с наркопреступностью базируется исключительно на валовом и парадном показателе в 64% расследуемых ведомством преступлений по наркотикам".
Это, по мнению главы ФСКН, "дезориентирует и вводит в заблуждение общество и руководство страны, поскольку из 83 тыс лиц, привлеченных МВД к ответственности, абсолютное большинство - 70 тыс. (или 85%) - это обычные наркоманы, хранившие при себе одну-две дозы для личного потребления без цели сбыта".
Иванов подчеркнул, что сам сбыт наркотиков - это действительно тяжкие и особо тяжкие преступления. "Хранение наркотиков без цели сбыта явно не имеет той степени общественной опасности, чтобы относить их к тяжким и особо тяжким преступлениям, как это сегодня фиксируется в статистике, - уверен он. - Это, безусловно, требует коррекции. На этом акцентировал внимание и президент России на недавней коллегии МВД, указывая на переполненность тюрем", - сказал Иванов.
Наказание для наркобизнеса
ФСКН России настаивает на том, что конфискация имущества должна быть предусмотрена УК РФ в качестве основного наказания для представителей наркобизнеса.
Он подчеркнул, что в соответствии с положениями международных конвенций о противодействии организованной преступности и противодействии коррупции подобные нормы уже нашли свое отражение в законодательстве многих стран мира - в частности, Италии, Швейцарии, Великобритании, США.
"Очевидна необходимость совершенствования и конфискационных механизмов. Конфискация имущества должна быть предусмотрена УК РФ в качестве, как основного, так и дополнительного наказания, что предоставит правоохранительным органам изымать преступно нажитое имущество без предварительного наложения ареста", - отметил глава ФСКН.
По его словам, следует рассмотреть возможность введения в российскую правовую систему расширенной и гражданской конфискации без уголовного осуждения.
"Аналогичная тенденция является основным приоритетом в политике многих зарубежных государств и обусловлена эффективностью данного правового института, - добавил Иванов. - Применение института гражданской конфискации с учетом положительного зарубежного опыта может быть успешно воспринято и российской практикой".
Исправившиеся наркоманы
Директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов предлагает предоставлять судам право на предварительном расследовании приостанавливать уголовное преследование наркоманов, выбравших лечение и реабилитацию.
С такой инициативой он выступил на Всероссийском совещании в Екатеринбурге.
"Следует расширить спектр применения статей 82-1, 72-1 и 73 Уголовного Кодекса РФ (назначение наказания лицу, признанному больным наркоманией; условное осуждение; отсрочка отбывания наказания больным наркоманией), предоставив судам возможность применять заложенный в них инструментарий побуждения к отказу от наркотиков не только к наркобольным, но и к более широкому кругу наркопотребителей. Для оптимизации этого механизма необходимо предоставить суду возможность уже на стадии предварительного расследования приостанавливать уголовное преследование наркопотребителей, если они будут проходить лечение и реабилитацию", - сказал Иванов.
Он отметил, что, по имеющимся расчетам Службы, это позволит кардинально сократить уличную преступность, 80% которой - это преступления наркоманов с целью добыть средства на очередную дозу. "По сути наркотики - катализатор такого рода преступного поведения", - пояснил Иванов.
Нормы 313 Федерального закона
Глава ведомства подчеркнул, что с 25 мая прошлого года действуют нормы 313 Федерального закона, позволяющие судам возлагать в рамках административного судопроизводства на правонарушителей, потребляющих наркотики, обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение, медицинскую и социальную реабилитацию.
"На сегодняшний день суды вынесли решения о возложении обязанности прохождения соответствующих процедур в отношении более 10 тыс. наркопотребителей, - сказал Иванов. - Проведенный нами анализ показывает, что 70% наркопотребителей в соответствии с решениями суда являются к наркологам и в основной своей массе (свыше 50%) - проходят предписанные процедуры избавления от наркомании".
"Вместе с тем, несмотря на то, что "де юре" данная норма действует, "де факто" ее применение ограничивается назначением либо диагностических процедур, либо, в крайне редких случаях, лечением от наркомании. Безусловно, такое применение системы правового побуждения во многом может свести на нет практическую ценность данного механизма. Поэтому необходимо и далее развивать институты правового побуждения к отказу от наркопотребления, как в административном, так и в уголовном законодательстве", - считает Иванов.