Власти Норвегии официально не подтвердили готовность вернуть русского мальчика в семью

Павел Астахов . Михаил Почуев/ ТАСС
Павел Астахов

Однако родственники мальчика говорят, что власти Норвегии сообщили им о намерении вернуть ребенка

МУРМАНСК, 27 мая. /Корр. ТАСС Илья Виноградов/. Российские дипломаты не получали от властей Норвегии официального подтверждения готовности вернуть в семью русского мальчика, изъятого соцслужбами этой страны. Об этом корреспонденту ТАСС сообщил уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области Борис Коган.

"По информации нашего консульства в Киркенесе, никаких официальных бумаг по этому вопросу не поступало, но родственники мальчика говорят, что власти Норвегии уже сообщили им о своем намерении вернуть ребенка", - сказал омбудсмен.

Коган добавил, что, по словам родителей, они рассчитывают получить сына уже в июне.

Ранее сообщалось, что социальные службы Норвегии Барневарн (Комитет по защите прав детей) через пару месяцев вернут российского мальчика, изъятого в 2014 году, в семью. К такому заключению пришли соцслужбы по итогам заключительного совещания по делу о возвращении ребенка родителям, проживающим в Норвегии. "Сегодня состоялось совещание комиссии Барневарн со специалистами из школы, где родители мальчика проходили спецкурсы, с психологами. На основании свиданий, рапорта из этой школы, Барневарн приняли решение в течение 1-2 месяцев, если родители выдержат все условия свиданий, общения, поведения... [мальчик] вернется", - сказал Ренат Абдеев - помощник уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова.

Почему соцслужбы забрали ребенка у родителей

Норвежские соцслужбы забрали у семьи сына после того, как мальчик в школе рассказал, что мама вырвала ему шатавшийся молочный зуб. Соцслужбы обвинили родителей в том, что зуб выбит. Мальчик был помещен в приемную семью. Позднее норвежский суд опроверг версию о том, что зуб был выбит, однако ребенка в семью так и не вернули.

Комментируя нынешнее состояние семьи мальчика, Астахов сообщил: "Родители были запуганы. Социальные работники все время давили на них, говорили не контактировать с российской стороной, с прессой, сотрудничать только с ними. Это был постоянный прессинг. Поэтому сейчас родителям даже не верится, что ребенок наконец вернется в семью".

Полномочия норвежской службы защиты детей

Норвежская служба защиты детей обладает широкими полномочиями, которые позволяют ей в короткие сроки инициировать процедуру временного изъятия ребенка из семьи в случае наличия у нее подозрений в том, что в родном доме существует угроза физическому или психологическому здоровью детей. Согласно закону, который несколько лет назад был принят в Норвегии, недопустимым считается любое насилие в отношении несовершеннолетних будь то шлепки или словесные угрозы, которые могут нанести ребенку психологическую травму.

Между тем, как российские, так и норвежские эксперты отмечают, что своими полномочиями служба не всегда пользуется правомерно, особенно когда ее сотрудники имеют дело с семьями иностранцев. Как отмечают местные наблюдатели, непонимание между родителями и опекой, вызванное разницей в культурах, может стать причиной серьезных проблем для семьи. Кроме того, многое в решениях Барневерн зависит от конкретных сотрудников, ведущих то или иное дело, а также от уровня их квалификации.