Танк-освободитель
На башне танка — номер 201 и гвардейский знак. В 1944 году он принадлежал 19-му танковому корпусу и одним из первых ворвался в Симферополь 13 апреля. Его историю хорошо знают жители города. Известно даже, что установили его не в тот же апрельский день, а немного позже, уже после того, как немцев добили в Севастополе. Танк был подбит в боях под Балаклавой, и в Симферополь его тащили на буксире.
Боевая машина была огнеметной и осталась, вероятно, единственной сохранившейся в своей серии. Такие танки направляли на прорыв глубоко эшелонированной обороны врага. Они выжигали пулеметные расчеты противника в подвалах и развалинах, дотах и дзотах.
Кадры кинохроники запечатлели вступление советских войск в освобожденный ими Симферополь. На них есть и смеющиеся лица трех танкистов, однако до недавнего времени их имена оставались неизвестными. По типу танка, спискам личного состава, наградным листам поисковики вышли на конкретные фамилии.
— Экипаж был многонациональным: армянин Павел Заргарян, командовавший танковой ротой; механик-водитель Владимир Мельников, русский; радист Алексей Ковбаса, украинец. Все они воевали в составе 4-го Украинского фронта, освобождавшего земли Запорожской, Херсонской областей от нацистов, — рассказал ТАСС крымский краевед и поисковик Вартан Григорян.
Заргаряна ошибочно указывали командиром танка, а он был командиром роты. Позже он командовал 432-м танковым батальоном 101-й танковой бригады. Награжден орденами Ленина и Богдана Хмельницкого III степени, за освобождение Крыма — орденом Красного Знамени.
Особый день
80 лет назад — 8 апреля 1944 года — началась Крымская стратегическая наступательная операция советских войск по освобождению полуострова от немецко-фашистских захватчиков. Она была стремительной и мощной — как по темпам наступления, так и по сосредоточенным на острие главных ударов силам и средствам. Первыми были освобождены Армянск, Красноперекопск, Джанкой. Немцы дрогнули и покатились к Севастополю, куда 16 апреля уже вышли советские войска.
Несмотря на то что Севастополь представлял собой мощный узел обороны гитлеровцев, Cоветская армия вскрыла его менее чем за месяц. 12 мая Крым был полностью освобожден.
По различным данным, на территории полуострова во время его обороны и освобождения, то есть в 1941, 1942 и 1944 годах, погибло около 1 млн человек. Многие солдаты до сих пор числятся пропавшими без вести.
Мало известно и о погибших: не всегда успевали сообщить по месту жительства, так как часть страны еще была под оккупацией, иногда похоронки терялись, иногда просто путешествовали по стране в поисках эвакуированных родных.
Почетная миссия
Крымские поисковики возложили на себя миссию по установлению истины. Они работают в полях на местах боев и поднимают останки павших защитников Аджимушкайских каменоломен в Керчи и десанта в Евпатории и Феодосии, восстанавливают имена погибших летчиков, саперов, моряков, пехотинцев по едва читающимся надписям на стеклянных и алюминиевых флягах и истлевшей бумаге в эбонитовом смертном жетоне (во время Великой Отечественной войны в РККА использовались закручивающиеся пенальчики, в которые вкладывался листок бумаги с данными бойца).
Так, по номеру на медали "За боевые заслуги" удалось установить личность одного из погибших воинов, рассказал руководитель поискового объединения "Крымский рубеж" Александр Ефанов. Останки 11 советских воинов вымыло из береговой линии во время шторма неподалеку от Керчи в декабре прошлого года, с ними нашли и награду.
— По номеру медали удалось установить, что ею был награжден сапер, младший сержант Михаил Иванович Ордов 1922 года рождения, уроженец села Свиридоново Поченковского района Смоленской области. С 18 декабря 1943 года числился пропавшим без вести, — рассказал Ефанов. Поисковик добавляет: таких историй множество.
Председатель совета крымского регионального отделения Поискового движения России Владимир Симонов рассказал, что в целом только по Керчи за последние пять лет обнаружены и захоронены останки 250 советских воинов, которые пали в 1943—1944 годах.
— Но практически все они преданы земле безымянными. Смертных жетонов нет, бумажные документы истлели, — говорит он.
Чтобы вернуть имена, кропотливая работа ведется с региональными Книгами Памяти, поднимаются печатные издания военных и послевоенных лет. Важно не просто установить фамилию погибшего или пропавшего без вести, но и выяснить, откуда он, как и где воевал, был ли награжден, постараться найти родных.
Дело личное
Вартан Григорян свои исследования начал более 20 лет назад с установления имен армян, воевавших в Крыму. В боях на полуострове в составе советских войск погибло и пропало без вести более 50 тыс. армян.
— Для меня поисковое дело — это личное. Мой дед участвовал в освобождении Крыма, был артиллеристом, награжден. Десятки его друзей погибли, многие пропали без вести. Я поставил себе целью открыть на братских могилах как можно больше имен героев и сообщить об этом родным и близким, — рассказал Григорян.
Он живет в Симферополе с 1989 года, здесь окончил Высшее военно-политическое училище, долгое время работал в уголовном розыске, возглавляет военно-исторический отдел национально-культурной автономии крымских армян. Рассказывает, что в краеведческой работе ему помогают люди разных национальностей: русские, украинцы, евреи, крымские татары и другие.
— Мы энтузиасты и не объединены ни в какую организацию, просто помогаем узнать все о пропавших во время войны и благодарны всем, кто оказывает помощь в поисках. Бывает так, что мои коллеги просят по фамилии узнать хоть что-нибудь о солдате. Начинается переписка с местными властями, музеями, журналистами, знакомыми, поиск по сайтам, чтобы найти какую-то зацепку, — говорит он.
Так находят родных погибших, пропавших без вести. Отправляют найденные останки, личные вещи домой, иногда даже за границу, ведь после распада Советского Союза братские республики стали независимыми государствами.
— Но память о войне нельзя стереть. Мы не дадим, — уверен Григорян.
"Высота Горькая"
Григорян восстановил по крупицам историю одной из дивизий, бойцы которой брали высоту Горную под Севастополем, — 89-й Таманской Краснознаменной ордена Красной Звезды стрелковой дивизии. Благодаря ему известны имена более 7 тыс. советских воинов, освобождавших Крым, из них свыше 3 тыс. погибших.
Каждый год вместе с членами армянской общины он возлагает цветы на могилы ветеранов войны и к монументу на высоте Горной.
— Высоту вполне справедливо можно называть Горькой — от пота, крови и слез. Штурм был не менее кровопролитным, чем штурм знаменитой Сапун-горы, но менее исследован, — рассказал поисковик.
На долю 89-й Таманской, 414-й Анапской и 318-й Новороссийской дивизий, которые формировались в Закавказье, выпал штурм этой высоты, которая наряду с легендарной Сапун-горой была одной из ключевых в боях за Севастополь. Только за три дня штурма, с 7 по 9 мая 1944 года, из состава этих дивизий погибло более 2 тыс. солдат и офицеров.
При штурме Горной, по официальным данным, в составе Таманской дивизии погибло 250 человек за два дня. Но на самом деле их было 330 — поскольку более 50 воинов считались пропавшими без вести. Григорян установил имена всех, кто тогда погиб. Это армяне, русские, украинцы, евреи.
89-я Таманская стрелковая дивизия участвовала в Керченско-Эльтигенской десантной операции и последующих боях по освобождению Керчи, Балаклавы и Севастополя, награждена орденами Красного Знамени и Красной Звезды, а два полка дивизии — 390-й и 400-й — получили почетные наименования "Севастопольский". Более 8 тыс. бойцов дивизии награждены боевыми орденами и медалями.
Истории героев
Когда 8 мая 1944 года в ходе штурма высоты Горной погиб командир 4-й стрелковой роты лейтенант Зурочка, — рассказывает Григорян, — лейтенант Багдасарян принял командование ротой на себя и повел бойцов в атаку. Блокировав несколько дзотов, уничтожил их гарнизон, после чего первый ворвался на вершину, где в рукопашной схватке уничтожил гарнизон железобетонного дота. Воодушевленные примером Багдасаряна, перешли в наступление соседние подразделения полка. Горная была полностью очищена от врагов.
Командир стрелкового взвода 3-й стрелковой роты лейтенант Хачатурян 9 мая в рукопашной схватке в тылу врага с семью фашистами оказался победителем. Зайдя в траншеи противника, создал видимость окружения и вынудил сдаться 26 фашистов. Взвод Хачатуряна уничтожил 43 фашиста, 97 солдат и офицеров взял в плен.
Все эти данные исследователь собирал по крупицам как в архивах, так и общаясь с еще живыми на тот момент ветеранами.
Раньше в Крым из Армении приезжали ветераны Таманской дивизии, но сейчас в живых из них никого не осталось, говорит Григорян.
Да и в Крыму ветеранов все меньше и меньше. Как сообщил председатель Совета ветеранов республики Георгий Бесстрахов, в живых сейчас в Крыму осталось всего 16 освободителей, многим из них далеко за 90 лет. Всего же в регионе проживает 89 непосредственных участников боевых действий в годы Великой Отечественной войны.
Сергей Павлив