МОСКВА, 21 апреля. /ТАСС/. Выставка в честь 90-летия спасения челюскинцев и учреждения звания Героя Советского Союза начала работу в Музее техники Вадима Задорожного в Архангельском в Московской области, передает корреспондент ТАСС.
На открытии экспозиции присутствовали потомки первых Героев СССР Шмидта, Кренкеля, Ушакова, Молокова, Громова, Чкалова и других. В частности, в церемонии торжественного перерезания ленты перед зданием музея приняли участие Ольга Чкалова и Федор Шмидт.
На открытии выставки Вадим Задорожный обратился к потомкам героев, сделавших, по его словам, нашу страну великой в тот момент, когда нужно было совершить подвиг. "Сегодня идет такое же продолжение событий, потому что русский дух, русский человек, русский героизм, он был, есть и будет", - сказал Задорожный, добавив, что ему бы хотелось, чтобы такие встречи стали регулярными.
Первая часть выставки посвящена Героям Советского Союза Михаилу Громову, Валерию Чкалову, Георгию Байдукову и Александру Белякову, а также другим советском летчикам. В экспозиции представлены личные вещи героев, предметы быта эпохи 1930-х годов и времен Великой Отечественной войны.
Вторая часть выставки целиком посвящена первым героям Советского Союза - летчикам, участвовавшим в спасении челюскинцев.
Поход "Челюскина"
В 1933 году для проверки возможности плавания в северных полярных широтах не только специальных, но и транспортных морских судов, была организована экспедиция. Ее главой назначили ученого и полярного исследователя Отто Шмидта. Для экспедиции было выбрано грузопассажирское судно, построенное датской фирмой Burmeister & Wain по заказу советского правительства. 11 марта 1933 г. пароход был спущен на воду, 19 июня на нем подняли флаг СССР. Первоначально пароход носил название "Лена", затем был переименован в "Челюскин" - в честь русского исследователя Арктики Семена Челюскина. Капитаном судна стал моряк-полярник Владимир Воронин.
Перед экспедицией была поставлена задача пройти за одну навигацию от Мурманска до Владивостока и отработать схему доставки грузов по Севморпути. Научная программа включала в себя сбор материалов по океанографии, промысловые исследования и различные наблюдения. Кроме того, "Челюскин" должен был доставить на остров Врангеля группу строителей, исследователей и членов их семей, а также различные грузы (в том числе строительные материалы) для обеспечения зимовки. По плану экспедиция должна была завершиться 1 октября 1933 года.
10 августа 1933 года пароход "Челюскин" вышел из Мурманска. За месяц он прошел три четверти пути, в начале сентября вошел в воды Чукотского моря. К тому моменту уже девять десятых поверхности корпуса судна подверглось обледенению. С каждым днем его движение замедлялось, 23 сентября "Челюскин" окончательно застрял во льдах. 3 ноября пароход, лишенный самостоятельного хода, затянуло в Берингов пролив. 6 ноября с его борта в Москву была направлена радиограмма от том, что судно находится в районе островов Диомида, примерно в 20 км от свободной воды. Но вырваться из ледового плена и свободно пройти, как планировалось, к Владивостоку "Челюскину" не удалось. Лед начал двигаться в обратную сторону, зажал судно, и его снова вынесло в Чукотское море. В результате пароход вмерз в крупную льдину и несколько месяцев дрейфовал вместе с ней.
В сложившейся ситуации льды в любой момент могли раздавить судно, что в итоге и произошло. 13 февраля 1934 года пароход получил серьезную пробоину длиной примерно 30 м и шириной около 1 м. Предвидя это, команда "Челюскина" заранее собрала и вынесла на палубу снаряжение, вещи, провизию, стройматериалы. Во время экстренной эвакуации погиб завхоз экспедиции Борис Могилевич, его придавила бочка на палубе корабля. Остальные участники полярного похода - 105 человек, среди которых были двое маленьких детей (в том числе родившаяся во время похода дочь одного из геодезистов), - высадились на лед.
Сначала на дрейфующей льдине был разбит палаточный лагерь, затем были построены бараки из спасенных стройматериалов. В суровых условиях полярной зимы полярники не прекращали вести научные наблюдения. Для спасения челюскинцев была создана правительственная комиссия во главе с председателем Госплана СССР Валерианом Куйбышевым.
Массовая эвакуация полярников началась 7 апреля 1934 года, после того как метеоусловия улучшились. Челюскинцы сначала были доставлены в ближайшее чукотское становище Ванкарем (в 140-160 км от места ледовой стоянки), а затем по морю перевезены в порт Владивостока. Оттуда спасенные участники экспедиции отправились поездом в Москву, где 19 июня для них была устроена торжественная встреча с советским руководством.