21 октября 2015, 07:22

Десять главных дел мэра Москвы Сергея Собянина в цифрах и комментариях

Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Выделенные полосы, платные парковки, дороги, велосипедные дорожки, парки и другие изменения - в материале ТАСС

МОСКВА, 21 октября. /ТАСС/. В среду исполняется ровно пять лет, как Сергей Собянин занял пост мэра Москвы. ТАСС вместе с опрошенными экспертами выделил десять дел нынешнего столичного градоначальника, которые принципиальным образом сказались на жизни в мегаполисе.

ВЫДЕЛЕННЫЕ ПОЛОСЫ

На наиболее загруженных магистралях в Москве были созданы выделенные полосы для движения наземного городского пассажирского транспорта, что позволило увеличить скорость движения на этих участках на 20-30%.

Цифры:

19 полос – выделено в Москве для общественного транспорта

216 км – общая протяженность выделенных полос

1,3 млн пассажиров – ежедневно пользуются общественным транспортом на "выделенках"

Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России: “Выделенные полосы во многом сделали привлекательным городской наземный транспорт. Это очевидно. В то же время эту меру нельзя считать универсальной вещью. Я уверен, что вводить такие полосы надо после тщательного анализа на конкретных участках. Скажем, по примеру реверсивной полосы на Ярославском шоссе и Шереметьевской улице. Там такие решения логичны и оправданы.

ПЛАТНЫЕ ПАРКОВКИ

С ноября 2012 года в столице появилась зона платной парковки. Она охватывает территорию в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК), а также на 133 участках 120 улиц между ТТК и МКАД.

Цифры:

На 12% - увеличилась скорость движения в центре Москвы

Более 4 млрд руб. - общая сумма средств, собранных за парковку с 2012 года

1103 улицы – входят в перечень платных зон для парковки

Более 50 тыс. парковочных мест – обустроено на улицах столицы

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:

Введение зоны платной парковки - вынужденная мера для регулирования транспортных потоков в столице. Город обязан обследовать пятачки своей территории - трафик, плотность, заторы, и в зависимости от этих параметров принимать решение, где делать зону платной парковки.

Леонид  Ольшанский, вице-председатель "Движения автомобилистов России":

Введение платной парковки лишает жителей с небольшими доходами возможности использовать автомобиль. Недавно в Москве прошла череда митингов против расширения платной парковки, и такая реакция граждан должна стать стимулом для властей пересмотреть дальнейшие планы по расширению парковочного пространства.

ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

За 2010-2015 годы в столице полностью реконструированы Варшавское, Каширское, Ярославское, Ленинградское шоссе, трасса Рублевское шоссе - Балаклавский просп. На восьми вылетных трассах, включая Щелковское, Волоколамское, Дмитровское шоссе, работы продолжаются. В 2012-2014 гг. проведена реконструкция пять клеверных развязок на МКАД, на 7 развязках кольцевой автодороги работы продолжаются.

Цифры:

400 км новых дорог построено в Москве в 2012-2015 годах. В том числе 114 эстакад и тоннелей

884 млрд руб. предусмотрено на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог и инженерно-транспортных сооружений в рамках программы "Развитие транспортной системы Москвы 2012-2016 гг"

Павел Поспелов, первый проректор МАДИ, завкафедрой проектирования дорог:

Столичный стройкомплекс в полной мере удовлетворяет потребности москвичей в транспортном сообщении. Москва никогда не знала таких темпов строительства. При Собянине началось не только масштабное возведение развязок, но и реализация мер по борьбе с пробками, в том числе, введение платных парковок и инновационных комплексов фотовидеофиксации. Это во многом снизило плотность дорожного движения.

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТРАНСПОРТ

За последние четыре года в Москве была создана обширная инфраструктура для развития велосипедного движения.

Первая велодорожка появилась в Москве в 2011 году. Через два года в городе был запущен пилотный проект по организации общегородского проката велосипедов. Летом 2015 года на Бульварном кольце, на участке от Никитского до Чистопрудного бульвара, открылась первая выделенная велосипедная полоса длиной 9 км. Еще 9 центральных улиц будут обустроены для велосипедистов до конца года.

Цифры:

210 км – общая протяженность велосипедных дорожек

300 станций велопроката – работает в столице

2,7 тыс. велосипедов – доступны горожанам

Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России:

Велосипед имеет все шансы стать транспортом будущего, если для него создавать соответствующую инфраструктуру. Другое дело, сейчас в Москве нет возможности использовать велосипед для передвижения между районами, не везде есть связки между округами, а объезды между ними слишком велики. Кроме того, необходимо разрешить автомобилистам ездить по велополосам зимой, а велосипедистам - использовать для проезда в это время года пешеходные дорожки. Запрет проезда по велополосе приведет к большим пробкам, да и вряд ли сами спортсмены захотят быть облитыми грязью от движущихся с ними по соседству машин.

БЛАГОУСТРОЙСТВО ПАРКОВ

За прошедшие пять лет количество парков в Москве возросло в два раза: с двухсот в 2010 году до четырехсот в 2015 году. При этом идеи создания более 160 парков предложили горожане. Итого за пять лет благоустроено 14 исторических парков культуры и отдыха, 80 крупных городских парков, семь бульваров на Бульварном кольце, более 80 природных территорий. 

Цифра:

В 3,5 раза (с 10 до 36 млн человек) возросло количество посетителей парков за последние пять лет

Илья Мочалов, первый вице-президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России:

За последние пять лет в столице наступил самый настоящий ландшафтный ренессанс. Те изменения, которые произошли с парками Москвы, безусловно, пошли на благо как жителям города, так и самому мегаполису. Сегодня парковое пространство – это не только место, где горожанин может стать ближе к природе, но и пространство искусства, культуры. Получив эту роль, оно зажило абсолютно новой жизнью.

МЕТРО

По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, нынешние темпы строительства метро являются беспрецедентными. Так, если в 1983 году метростроевцы всего Советского Союза установили рекорд, построив 14 километров путей, то уже с 2016 года в столице будет строиться по 20 километров линий ежегодно. Запланировано продление Калининской, Люблинско-Дмитровской линий, спроектированы две новых ветки – Третий пересадочный контур, или вторая кольцевая, и Кожуховская линия. Основная цель властей – обеспечить шаговую доступность метро для 93% москвичей.

Цифры:

15 новых станций – открыто в Москве с 2011 года

Более 30 станций – в процессе строительства

26 из них – будут открыты до 2018 года

78 новых станций – откроется до 2020 года

Дмитрий Чугунов, первый зампред комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК:

Строительство новых станций метро - амбициозный проект. На мой взгляд, увеличение точек доступа к зонам общественного транспорта, включая метро, - единственная возможность, которая позволит городу избавиться от пробок. Хотя действия Дептранса Москвы, вынуждающие автомобилистов пересаживаться на общественный транспорт, может привести к резкому увеличению числа людей в метрополитене, который к этому пока явно не готов.  На мой взгляд, сегодня необходимо оптимизировать не только работу метрополитена и строительство новых станций, но и реализацию проекта Московской кольцевой железной дороги. Она возьмет на себя часть транспортных потоков метрополитена и позволит избежать коллапса и в метро, и на дорогах.

РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

В 2011 году городские власти начали масштабную реформу системы столичного здравоохранения. В результате медицинские учреждения столицы были оснащены современным оборудованием, все поликлиники вошли в состав 96 амбулаторных объединений, введена электронная запись на прием к врачу. В ходе реорганизации учреждений здравоохранения часть медперсонала была сокращена. Количество высвобождаемых работников не называлось. При этом средняя заработная плата врачей в 2015 году выросла до 78 тыс. руб.

Одновременно с изменением системы здравоохранения стартовала реформа столичного образования. Был изменен принцип поддержки образовательных учреждений, предполагающий увеличение нормативов финансирования с 63 до 123 тыс. руб. на каждого ученика. Средняя заработная плата учителей выросла до 70 тыс. руб.

Цифры:

9,5 тыс. медиков были уволены в Москве в 2014 году (по данным холдинга "РосБизнесКонсалтинг")

Построено 15 новых поликлиник, введены 5 больничных корпусов, 2 подстанции "скорой помощи"

1,5 тыс. московских школ были преобразованы в 700 учебных комплексов

63 новые школы были построены за последние пять лет, до конца текущего года будут сданы еще 20

Елена Стефанюк, директор Национального фонда развития здравоохранения, член Общественного совета Минздрава РФ:

На мой взгляд, система столичного здравоохранения, конечно, нуждалась в реформировании, но все же сначала необходимо было провести более системную, продуманную работу по информированию и населения, и медицинского персонала. Кроме того, стоило заранее подготовить и провести переобучение врачей и медсестер. Отмечу, что руководство департамента здравоохранения Москвы старается идти навстречу общественности. Например, была организована встреча с представителями Общественного Совета Минздрава по поводу острой ситуации в ГКБ №11, во время переговоров было очевидно, что руководство департамента готово вести диалог. В настоящий момент на базе данной больницы функционирует Центр паллиативной помощи. В целом, пока реформа не закончится, довольно сложно обозначить все ее плюсы и минусы. И у властей, и у медиков есть еще над чем поработать.

Марина Иванова, руководитель Московского городского профсоюза работников образования:

Процесс реформирования системы образования в столице проходил очень быстро. С одной стороны, реформа дала больше возможностей и ресурсов как для учеников, так и для учителей. С другой – привела к серьезной психологической ломке, разрушению традиций. Средняя зарплата московского учителя, действительно выросла. Однако на сегодня ресурс для ее увеличения практически исчерпан. При этом нагрузка на преподавателей продолжает расти. Например, одно из требований - переориентация с чисто предметной работы на предметно-воспитательную, а также работу с детьми, имеющими особенности развития, включая одаренных ребят. Безусловно, это ведет к профессиональному росту, но и увеличивает трудозатраты, которые и так сегодня превышают нормативные в полтора раза. А это значит, что учителя больше устают, чаще болеют и т.д. Тем не менее, преподаватели меняются, качество столичного образования растет, и это достоинство реформы.

УПОРЯДОЧЕНИЕ МЕЛКОРОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

К 2010 году в столице насчитывалось порядка 20 тыс. объектов мелкорозничной торговли. В феврале 2011 года вышло постановление правительства города об упорядочении данных объектов, предусматривающее места лишь для 10,5 тыс. киосков. Владельцам ларьков, не вошедших в схему размещения, город разослал уведомления о прекращении договоров аренды и предписания освободить занимаемые места.

Цифры:

7,8 тыс. киосков – действовало в Москве на начало 2015 года, что составляет 0,4% от всех торговых площадей города

Владлен Максимов, президент Коалиции киоскеров, вице-президент "Опоры России"

Я считаю, что массовая ликвидации нестационарных торговых объектов в том виде, в котором она проводилась, была ошибкой. С одной стороны, проблема была очевидна: внешний вид объектов не соответствовал требованиям цивилизованного, современного города. С другой - сам процесс можно было организовать иначе. Решение о том, что киоски должны иметь определенный внешний вид, было принято в 2011 году. Аукционы разыграли на три года. Но это слишком маленький срок. В частности, можно было дать возможность предпринимателям пролонгировать контракты. Сейчас в Москве не хватает торговых площадей: их в 2,5 раза меньше, чем должно быть. И московские власти прислушиваются к бизнесу. Например, обсуждается возможность развивать мобильную торговлю.

УПОРЯДОЧЕНИЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ

В 2010 году наружная реклама в Москве занимала порядка 2 млн кв. метров площадей. Летом 2011 года Сергей Собянин подписал постановление о запрете рекламы на перетяжках, фасадах зданий и сооружений, оградах и др. Документ был принят в целях безопасности дорожного движения и охраны архитектурного облика города. В декабре 2012 года были утверждены новые правила установки и эксплуатации рекламных конструкций. Места, доступные для размещения рекламы, с 2013 года стали разыгрываться на аукционах.

Цифры:

В 8 раз – сократилось количество наружной рекламы в городе за последние пять лет

С 2 млн до 262 тыс. кв. м – уменьшились рекламные площади

Около 100 млрд руб. – принесет горбюджету, по оценкам экспертов, проведение открытых аукционов на размещение рекламы

Андрей Березкин, председатель комитета по наружной рекламе Ассоциации коммуникационных агентств России:

В целом изменения, произошедшие в столице с точки зрения упорядочения наружной рекламы, положительные. С одной стороны, удалось избавиться от избыточной рекламы, с другой – получилось, во всяком случае, пока, сохранить рекламу в таком объеме, чтобы этот сегмент продолжал оставаться интересным для рекламодателей.

ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ

За пять лет была создана большая система информационных ресурсов города, в которую входят 317 электронных площадок. Наибольшей популярностью у москвичей пользуются порталы госуслуг Москвы, "Активный гражданин" и "Наш город". 

Например, на сайте госуслуг москвичи могут записать детей в школу и детский сад, оплатить коммунальные платежи и штрафы, оформить субсидии и льготы, записаться на прием к врачу и др.

Цифры:

5 млн человек – общее число пользователей электронными ресурсами города

Более 600 тыс. городских проблем – удалось решить при помощи системы "Наш город"

Светлана Гордеева, соавтор карты социального краудсорсинга в России

Столичные власти используют краудсорсинг как инструмент решения определенных задач. Они точно обозначают, какие вопросы хотят обсудить с горожанами, по каким решениям хотят услышать их мнение. Поэтому обратную связь получается более эффективной, чем в других регионах страны: в ней содержится информация, которая четко сформулирована и которую можно использовать при разработке или принятии решений.

Например, "Активный гражданин" – один из любимых сервисов как горожан, так и власти. Им пользуются 10% населения столицы. Для сравнения, в регионах страны количество участников в подобных проектах не превышает 1% населения.