МОСКВА, 6 декабря. /ТАСС/. Развиваться как духовно, так и материально призвал в воскресенье, с наступлением восьмидневного праздника Хануки, еврейскую общину главный раввин России Берл Лазар. Он принял участие в зажжении первой свечи огромного восьмисвечника, установленного по традиции на Площади Революции в Москве.
В еврейских семьях и общинных центрах по всей стране 6 декабря также зажгли свечи. Их число с каждым днем будет увеличиваться в светильниках на одну до окончания Хануки.
"Ханукальный светильник, а с ним и весь этот праздник несет в себе глубокую мысль: человек должен развиваться и развивать свою связь с Богом не только в духовном плане, но и в плане материальном. Духовность может развиваться, только если наш материальный мир ей служит", - сказал духовный лидер.
Он отметил, что "вера иудеев основана на единении материального и духовного в человеке". "И светильник, свеча - символ этого единства. Она напоминает нам, что свет есть самый духовный элемент, но существует он в материальном мире: в нашей жизни нет смысла в материальном без духовного, но не может быть и духовного без материального", - обратился Лазар к общине.
Как рассказали в Московской еврейской религиозной общине, зажигание свечей в дни Хануки - самая главная традиция, но не единственная. Хозяйки готовят особые традиционные угощения - суфганийот - сладкие пончики с повидлом, обжаренные в растительном масле. Детям родители дарят игрушки или карманные деньги, часть из которых по своему усмотрению они жертвуют на благотворительность.
"Среди обычаев Хануки есть и еще один, известный, пожалуй, каждому еврейскому ребенку - игра в "свивон", что на иврите обозначает "волчек", - рассказали в общине.
Открылся крупный общинный центр
Особой Ханука в этом году стала для общины Подмосковья: сегодня состоялось открытие нового еврейского общинного центра "Жуковка" на Рублево-Успенском шоссе. Он стал крупнейшим в России, построенным за последние 15 лет. Раввином в нем назначен глава Федерации еврейских общин России Александр Борода.
"Несмотря на то, что общинный центр будет расположен за пределами города, мы надеемся, что и жители западного административного округа станут постоянными прихожанами "Жуковки". Места хватает: молельный зал рассчитан на 250 человек, а банкетный зал - на 350", - рассказал он.
По словам раввина, "инициатива создания общинного центра в ближнем Подмосковье, на западном направлении от столицы, появилась уже более 6 лет назад". "Тогда мы поняли, что в этом районе проживает достаточное количество еврейских семей, которым необходимо место для проведения общественных молитв, религиозных праздников и просто для общения", - сказал он.
Ханукальный квест и лезгинка
Насыщенная праздничная программа ждет гостей старейшей столичной синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке. Встречают Хануку здесь детским праздником, выступлением певицы Евы Акиевой для женской аудитории и уроком Торы от преподавателей из Израиля для мужчин. Молодежь сможет принять участие 10 декабря в квесте "Свет Хануки".
Необычное празднование Хануки с танцами лезгинки горских евреев пройдет в Москве 13 декабря. "Основной идеей торжества станет соединение традиций и культур - еврейской и народов Кавказа. Наряду с зажжением ханукальных свечей и традиционными для праздничного стола пончиками гостей ждут лезгинка, кавказская музыка и блюда кавказской кухни", - рассказали в пресс-службе Российского еврейского конгресса, принявшем участие в организации вечера.
Праздник устроили международный фонд горских евреев "СТМЭГИ". Горские евреи, на протяжении столетий жившие среди других народов Кавказа, переняли некоторые их культурные особенности.
"Ханука - это главный зимний еврейский праздник, который в последние годы стал особо популярен среди евреев России, мы уже пятый год подряд широко его отмечаем в Москве, - рассказали в общине. - Считается, что предназначение еврейского народа - нести свет миру, а Ханука - праздник света".
История праздника
Праздник Ханука связан с историческим событием. В 164 году до н.э. в ходе восстания маккавеев евреи отвоевали у греков Иерусалим и освободили оскверненный ими храм. Его было решено немедленно освятить и возобновить в нем службу. Но для храмовой меноры, которая должна гореть день и ночь без перерыва, удалось найти масла лишь на один день горения. Но, согласно преданию, произошло чудо, и менора горела восемь дней - как раз до тех пор, пока не подоспело новое масло из Галилеи. Тогда и было решено отмечать "освящение" храма, что на иврит переводится как "ханука".