Можно ли вернуть деньги за товар на другую карту?

Жители России с каждым годом все реже используют наличные для оплаты товаров и услуг — пластиковые или виртуальные карты, QR-коды и Система быстрых платежей (СБП) многим гораздо удобнее. Но бывают ситуации, когда вы оплатили что-то не с личной карты или же закрыли свой банковский счет, а покупку понадобилось вернуть. Объясняем, как в таких случаях можно получить деньги
Редакция сайта ТАСС
26 сентября, 15:25

На языке закона

Центробанк России указывал, что финансовые организации могут вернуть средства человеку за товар или услугу, даже если тот не предоставил карту, которой их оплатил. В качестве примеров были обозначены случаи: потеря, перевыпуск "пластика" или закрытие банковского счета.

Но весной 2025 года ЦБ РФ выпустил информационное письмо для банков или платежных сервисов, которые предоставляют услуги безналичного приема оплаты в торговых точках или через интернет. Таким организациям советуют возвращать деньги только на ту карту, с которой была сделана оплата. Пока что это только рекомендация, но организации вправе придерживаться их.

Несмотря на законодательные обновления, вы все-таки вправе попросить сделать возврат на другую карту. Процесс происходит таким образом: магазин передает реквизиты клиента в банк, который обслуживает его кассу, а тот уже делает денежный перевод на счет покупателя.

Новый документ ужесточил рекомендации по срокам возврата. По новым правилам процесс идет в два этапа:

  • Первый: банк продавца должен отправить средства в банк клиента в срок до одного рабочего дня.
  • Второй: в течение еще одного дня банк покупателя обязан зачислить деньги на его карту.

Для понимания — до этих изменений своих денег люди ждали не пару дней, а в среднем неделю.

Пошаговая инструкция

Алгоритм действий простой, вам не нужно особых юридических знаний. Рассказываем, как вернуть деньги на другую карту при возврате товара:

  • напишите заявление продавцу с просьбой сделать возврат средств, укажите в нем причину, свои паспортные данные и реквизиты счета;
  • получите взамен акт и кассовый чек "возврат прихода";
  • ждите несколько дней;
  • получите свои средства.

Речь идет о переводе средств за возвращенные товары, оплаченные картой или же через СПБ. В последнем случае у вас могут спросить еще и номер телефона — это идентификатор получателя.

Закон "О защите прав потребителей" гласит, что сделать возврат должны в срок не более чем 10 дней после обращения клиента. Когда процесс затягивается, человек может претендовать на пени. На их расчет влияет текущая ключевая ставка ЦБ РФ. Но платежные системы устанавливают и свои максимальные сроки. Так, для владельцев карт "Мир" это до 15 дней.

Что еще необходимо знать

Есть ряд нюансов, о которых лучше знать заранее, чтобы не оказаться в неловком положении. Перечислим основные из них.

  • Клиент, который совершил оплату картой в магазине, получит свою валюту назад только безналом. Потому что по закону взять купюры из кассы можно только тогда, когда человек изначально ими и расплачивался. Обратная ситуация проще. Когда вы платите наличными, вернуть их возможно в любом виде.
  • Возвращая покупки, обычно можно рассчитывать только на их стоимость. Оплату доставки вам могут не компенсировать. Однако если товар или услуга некачественные, то компенсировать расходы на доставку обязан продавец.
  • Банки не имеют права списывать с покупателей дополнительные комиссии за возврат денег. Убытки в данном случае терпят продавцы — они платят платежной системе за каждую операцию. А требовать такие свои потери с клиентов магазины не могут.

Особых трудностей с возвратом денег на разные карты у россиян возникать не должно. Даже несмотря на письмо Центробанка этого года — ведь оно носит рекомендательный характер.