РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО, 4 февраля. /Корр. ТАСС Дарья Юрьева/. Бразильский Рио-де-Жанейро живет предвкушением праздника: 5 февраля здесь состоится официальное открытие очередного карнавала, однако первые костюмированные парады и концерты на минувшей неделе уже прошли в большинстве районов города. По данным местных властей, знаменитый праздник посетят 1,026 млн туристов - почти на 5% больше, чем год назад, когда число гостей мегаполиса составило 977 тыс. человек.
"Мы считаем увеличение этого показателя естественным в связи с растущим интересом к Рио-де-Жанейро как туристическому направлению, в том числе благодаря предстоящим (в августе) Олимпийским играм ", - сообщили корреспонденту ТАСС в компании Riotur, которая является структурой мэрии Рио-де-Жанейро. По ее данным, в дни карнавала благодаря туристической отрасли город в среднем получает доход, равный примерно 3 млрд реалов ($750 млн).
Однако городские власти - не единственные, для кого карнавал не столько праздник, сколько статья бюджета. Зрелищное мероприятие, участниками и зрителями которого являются миллионы человек, в последние годы стало использоваться в том числе как инструмент продвижения экономических и политических интересов.
Парад на самбодроме: между футболом и оперой
Карнавал пришел в Бразилию в XVII веке и с каждым столетием менялся до неузнаваемости. Однако переломным моментом считается 1932 год: именно тогда в программу праздничных мероприятий впервые включили соревнование между школами самбы. Сегодня, по аналогии с футбольными командами, они делятся на лиги, высшей из которых является Специальная лига. Именно ее участники, всего 12 коллективов, ежегодно спорят за звание победителя конкурса-парада, проходящего на самбодроме "Маркиз де Сапукаи" - вытянутой на 700 метров площадке с трибунами по обеим сторонам, построенной в 1980-е годы по проекту известного бразильского архитектора Оскара Нимейера.
Некоторые специалисты считают, что именно внедрение соревновательной системы сделало карнавал в Рио-де-Жанейро событием мирового масштаба. "Это стало толчком к развитию, вызвало азарт, желание сшить лучший костюм, сочинить самую красивую музыку, рассказать наиболее интересную историю. А это, в свою очередь, потребовало большего объема инвестиций. Сегодня карнавал в Рио-де-Жанейро - многомиллионный праздник, в подготовке к которому задействованы 52 отрасли бразильской экономики", - рассказал корреспонденту ТАСС Бруну Тенориу, директор по маркетингу и спонсорской поддержке школы самбы "Унидос да Тижука", участвующей в Специальной лиге.
Парад на самбодроме нередко называют оперой под открытым небом. Желающие увидеть происходящее своими глазами должны приобрести билет на трибуну "Маркиза де Сапукаи" или в специальную VIP-ложу. Там они получают буклеты, созданные по образу и подобию театральных программок, где рассказывается смысл происходящего перед зрителями. Участники шествия каждой школы разделены на несколько секторов, которые призваны символизировать театральные акты.
Те, кому столь строгий церемониал приходится не по вкусу, могут принять участие в так называемом уличном карнавале, который проходит параллельно с выступлениями на самбодроме. Речь идет о более демократичных костюмированных парадах, организованных различными "блоками" - специальными карнавальными сообществами. Впрочем, существует мнение, что с каждым годом уличный карнавал становится все больше похож на выступление школ самбы и также требует все больших финансовых вложений.
"Город самбы" - фабрика по производству праздника
В районе городского порта Рио-де-Жанейро расположен комплекс заводских помещений, который на карте обозначен как "Город самбы". Речь идет о 12 цехах (по одному на каждую из школ самбы Специальной лиги), где производится все необходимое для участия в карнавале. Костюмы, аксессуары, аллегорические повозки, на которых передвигаются некоторые танцоры, и другие необходимые предметы создаются в "Городе самбы" и хранятся там до дня выступления на самбодроме. Каждая школа в среднем использует около 80 тонн различных материалов для подготовки к празднику. 12 тысяч метров ткани уходит на пошив "фантазий" - так в соответствии с карнавальной терминологией называют костюм участника парада.
Размер каждого цеха соответствует масштабу события: площадь помещения составляет около 800 кв. метров, высота - 12-13 метров. Все, что касается работы над созданием карнавального образа той или иной школы самбы, теоретически должно держаться в секрете от конкурентов, однако все цеховые помещения расположены так близко одно от другого, что полностью соблюдать этот принцип невозможно. Фотографировать процесс производства карнавальных аксессуаров и публиковать эти снимки в СМИ до выступления на самбодроме также категорически запрещено, однако для корреспондента ТАСС представители школы "Унидос да Тижука" сделали исключение, разрешив запечатлеть несколько костюмов и две аллегорические повозки.
В начале февраля в "Городе самбы" немноголюдно, в огромных помещениях можно встретить лишь по 10-20 человек, которые докрашивают аксессуары и распределяют их по пакетам с именами участников шествия. Подготовка к празднику завершена уже на 95%. В другие месяцы в цехах трудятся сотни человек.
Бюджет выступления одной школы - $2,5 млн
При этом помимо производственного отдела на каждую школу самбы работают десятки специалистов самых разных отраслей. В каждом коллективе есть своя команда по маркетингу, дизайнеры, художники, хореографы, актеры, музыканты и, конечно, танцоры. Бюджет выступления одной школы Специальной лиги, включая маркетинговую кампанию, которая проходит в течение года - $2,5 млн. В эту сумму входит не только закупка материалов для костюмов и производство аллегорических повозок, но и зарплатный фонд коллектива, публикация рекламного журнала, которые распространяется в городе, и аренда лож для VIP-гостей на самбодроме.
Мэрия Рио-де-Жанейро выделяет каждой школе 2 млн реалов (около $500 тыс.). Другие способы заработка коллектива - продажа билетов на самбодром и прав на демонстрацию выступления телеканалам. Еще часть средств предоставляет телеканал "Глобу" и правительство штата Рио-де-Жанейро. Кроме того, в течение шести месяцев перед карнавалом каждая школа еженедельно проводит репетиции, на которые также можно приобрести билет. Его цена в среднем составляет 50 реалов ($12,5 ).
"Мягкая сила" карнавала
Однако главный источник дохода коллективов Специальной лиги - деньги инвесторов. Ежегодно каждая школа выбирает тему для выступления на самбодроме с учетом интересов потенциальных спонсоров. Если коллектив посвящает свой парад бразильскому сельскому хозяйству, значит, скорее всего, крупные агропроизводители вложили средства в реализацию этой идеи. Логотипы известных компаний открыто не присутствуют на костюмах и аксессуарах, но могут быть представлены косвенно или аллегорически. Так, в одном из выступлений 2013 года, темой которого стала Германия, в шествии участвовал макет автомобиля, марка которого хорошо угадывалась благодаря одной лишь форме кузова.
В некоторых случаях партнерами коллективов, выступающих на самбодроме, являются правительства отдельных государств. По словам представителей "Унидос да Тижука", так было в случае с Германий и Швейцарией. "Когда эти государства инвестировали в наш карнавал, их интерес состоял в том, чтобы в обмен на сравнительно небольшое финансовое вложение получить огромную платформу для популяризации страны и улучшения ее имиджа. В случае Германии имело место стремление избавиться от ассоциации с нацизмом и Второй мировой войной, которая все еще присутствовала у бразильцев. Мы взялись за то, что разрушить такие клише, продемонстрировать, что времена изменились и эта часть истории ушла в прошлое. Что касается Швейцарии, многие ассоциировали эту страну исключительно с банками и "грязными" деньгами, которые в них хранятся. Нашей задачей было изменить это восприятие, укрепить политические связи между Бразилией и Швейцарией, а также и помочь продвижению швейцарских компаний на нашем рынке", - пояснил Тенориу.
По его словам, за кулисами карнавала организован масштабный бизнес по продвижению политических и экономических интересов. "Когда вы используете культуру для этих целей, вы получаете более эффективный результат. США, Франция и некоторые другие государства не пренебрегают подобным инструментом. Например, США всегда использовали киноиндустрию для популяризации своего образа жизни. В результате люди в большинстве государств мира сегодня одеваются как американцы, слушают американские песни, едят американские блюда. Это происходит даже в тех странах, где сильны антиамериканские настроения. А дело в том, что США всегда инвестировали в "soft power" (мягкую силу) - продвижение имиджа страны посредством культурных мероприятий", - считает представитель "Унидос да Тижука".
Россия как тема для творчества
Что касается карнавала, который пройдет через год, участники коллектива заявили, что рассматривают идею посвятить свое выступление России. По словам Тенориу, такая инициатива возникла после посещения выставки российского искусства, которая прошла в Рио-де-Жанейро в 2014 году. "Нам показалась интересной идея рассказать о России языком карнавала, продемонстрировать другую ее сторону, отличную от стереотипов. Зачастую информация о вашей стране доходит до нас в искаженном виде, и многие бразильцы не имеют полного представления о великолепии ее культуры, о балете, о литературе. И это было бы способом продвижения позитивного образа", - пояснил представитель школы "Унидос да Тижука" корреспонденту ТАСС. "С точки зрения визуального восприятия тема, связанная с Россией, стала бы богатой для творчества. Мы уже думали над тем, чтобы включить в представление элементы оперы и балета", - добавил он.
Упреки в излишней коммерциализации праздника представители "Унидос да Тижука" отвергают. По мнению Тенориу, участие инвесторов - нормальная практика для любого значимого мероприятия, будь оно культурным или спортивным. "Коммерческие вопросы обсуждаются за кулисами. Обычно болельщик не знает всего, что происходит в Международной федерации футбола (ФИФА), когда он приходит поддержать свою сборную на чемпионате мира. При этом подобные соревнования являются мощнейшим способом продвижения стран, в которых они проходят, и важнейшей рекламной площадкой. По этой же причине государства добиваются проведения Олимпийских игр, а компании выступают спонсорами этих соревнований. У них прямые коммерческие интересы. С карнавалом то же самое, и это нормально. Праздник все равно остается праздником", - отметил он.