10 ноября 2016, 05:00

"Важно уметь отключиться": о чем молчат полицейские в повседневной работе

Максим Шеметов/ ТАСС

Сотрудники ДПС, уголовного розыска, инспектор по делам несовершеннолетних — о тяготах и радостях службы

10 ноября в России почти миллион полицейских отмечают свой профессиональный праздник. С 1962 года он был известен как День милиции, но после реформы МВД в 2011 году, когда милиция была переименована в полицию, новое название получил и праздник — День сотрудника органов внутренних дел. Большинство полицейских — участковых, оперативников, следователей, экспертов-криминалистов, госавтоинспекторов — по традиции в этот день будут на своем боевом посту.

Корреспонденты ТАСС побеседовали с полицейскими разных специальностей и узнали, о чем они, как правило, молчат в своей работе. Из-за специфики службы имена некоторых из них не указываются.

Командир взвода 3-го батальона ДПС Первого спецполка на спецтрассе ГИБДД Москвы Сергей Меньков

О трудовой дисциплине

Смены у нас длятся по 12 часов: с семи утра до семи вечера и с семи вечера до семи утра. День работаешь, ночь спишь, день отдохнул и в ночь выходишь, потом уже два дня отдыхаешь.

Ребята мои встают в пять утра, в полседьмого на работе. Одеваются, вооружаются и приходят к семи на развод полностью готовыми, чтобы сразу после него выехать на маршрут. На построении проверяем внешний вид сотрудника, звездочки, шевроны — сейчас чистоте и опрятности уделяется особое внимание. Перед выездом проверке подлежит транспортное средство, работа видеорегистратора, в специальных книгах отмечается, кто и во сколько взял оружие, радиостанции, автомобиль, флеш-карты и т.д. Все под контролем.

Инспекторы двигаются по определенному маршруту, убирают брошенный стоящий транспорт, оформляют ДТП и выявляют грубые нарушения.

О неожиданном в работе

Мне доводилось принимать роды. Как-то возле поста остановилась машина, из нее выскочил мужчина и говорит: "У меня жена рожает, воды отошли". А на улице ноябрь. Мы ее на руки взяли и занесли в кабинет, выгнали оттуда всех, вызвали "скорую помощь", но было понятно, что доехать она не успеет. Я мигом снял с себя бушлат и подложил под роженицу, скинул рубашку, руки подставил — и все... Потом ребенка завернули, а мама после родов в обморок упала. Слава богу, "скорая" подъехала

Когда все уехали, ко мне коллега повернулся и спросил: "Слушай, а ты как работать-то дальше будешь?". И до меня дошло — я же в майке стою! В одной тельняшке! Хорошо хоть удостоверение на стол кинул! Стал звонить, узнавать, какая "скорая" куда повезла мою форму с ребеночком. А в это время дежурный уже доложил о произошедшем начальству и об этой истории узнал начальник ГАИ Москвы. Он звонит и спрашивает: "Кто роды принял? Позови его к телефону". На что дежурный отвечает: "Он не может, у него руки по локоть в крови".

А мальчик родился здоровый, я теперь его крестный!

О смельчаках на МКАД

Во время дежурства приходится спасать смельчаков, решивших пересечь МКАД. На одной полосе МКАД затор, ее легко можно перебежать, а на другой поток машин мчится. Вот эти смельчаки потом стоят по центру дороги и ждут, пока мы не приедем и не вызволим из беды. Кто-то даже повесил шутливую табличку для таких храбрецов: "Редкий пешеход добежит до середины МКАД".

О хамстве водителей

Обидно, когда хамят водители. Мы представляемся, а нам могут на это ответить: "Эй ты, покажи удостоверение свое" или просто сразу же берут телефон и звонят в управление ГАИ или 02 и жалуются.

Некоторые включают камеры и откровенно начинают провоцировать конфликт, по-хамски просят рассказать статьи из закона "О полиции". Большинство из них — "золотая молодежь" или приезжие из регионов, насмотревшиеся видеороликов в интернете.

О сложном

Самая главная ошибка — когда водители и пассажиры после мелкой аварии начинают вокруг машины ходить, царапины на ней рассматривать, не понимая, что рядом продолжают мчаться автомобили. Как-то папа с сыном ехали с только что купленным матрасом, привязали его к крыше плохо. Остановились прямо на МКАД, отец вышел поправить. Проехала машина, зацепила его, он упал на третью полосу, и по нему сразу два автомобиля проехали. Морально тяжело переживать гибель детей или когда пострадала целая семья... У нас был случай, когда машина пешехода сбила насмерть. Приехали два брата погибшего. Как увидели, что случилось, практически на месте от горя и скончались. Троих братьев сразу не стало

Важно уметь отключиться от этого, держать все в себе нельзя, иначе долго не проработаешь.

Оперуполномоченный отдела уголовного розыска УВД по Юго-Западному административному округу

О детской мечте

Стать полицейским я мечтал с детства, тогда это была романтика. Я смотрел много патриотических фильмов: "Рожденный революцией", "Место встречи изменить нельзя"... С самого детства стал готовить себя, занимался спортом.

Потом была армия — Воздушно-десантные войска, разведрота. После нее уже решил пойти в уголовный розыск. И работаю оперативником уже 17 лет.

О нелегальном оружии

Моя специализация — незаконный оборот оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Преступников мы ищем разными способами: внедряемся в преступные группировки, работаем с агентурной информацией. Сейчас помогает интернет — социальные сети, различные форумы, онлайн-магазины, где люди продают все, что только в голову придет, в том числе и оружие и взрывчатку.

Мы ищем и черных копателей, которые потом занимаются реставрацией и продажей оружия. Часто оружие прячут в подъездах, подвалах, бывает, хранят у себя дома, там же переделывают.

За количеством изъятого оружия не гонимся. Обнаружили один автомат — это уже, возможно, пять спасенных жизней. Изъяли пистолет — а ведь из него могли десять человек застрелить!

О жалости и сентиментальности

С годами я стал немного сентиментальным. Когда смотришь на задержанного человека, пытаешься понять, почему он встал на этот путь. Часто попадаются люди, по которым видно, что они еще не совсем испорченные, просто вовремя кто-то не подсказал, не остановил, не указал правильную дорогу. По-человечески их жалко, но закон есть закон.

О доме и семье

Жить со мной, сотрудником уголовного розыска, наверное, непросто. Жена относится ко всему с пониманием. И это очень важно. Если дома надежный тыл, то и работать легче. А жена у меня надежная.

Об идее и зарплате

Когда я шел устраиваться в милицию, меня не интересовала зарплата, меня интересовала сама работа. Вы мало найдете тех, кто работает здесь за деньги, здесь работают за идею

Эксперт-криминалист УВД по ЮЗАО

О творчестве в экспертизе

Есть два вида экспертов: первые занимаются проведением экспертиз, вторые ездят на осмотр места происшествия. Я отношусь ко второй категории — приезжаю на место, осматриваю, ищу следы, изымаю улики. Следы бывают разными: традиционными — от обуви, перчаток, пальцев, и биологическими — это пот, кровь, волосы. От того, как эксперт отработал место происшествия, очень сильно зависит расследование и раскрытие дела.

У нашей службы нет шаблона, к работе нужно подходить творчески, потому что любое преступление — это каждый раз новая ситуация.

Чтобы найти улики, эксперт, по сути, должен поставить себя на место преступника, понять логику его действий.

С каждым годом ловить преступников становится сложнее. Сейчас по телевизору тебе расскажут, как ловят, где ловят — все наши уловки выносятся на общее обозрение. Мы с коллегами против этого — оперативные мероприятия должны оставаться в секрете

О времени

Когда работаешь, забываешь про время. Главное, скорее найти зацепку, поэтому в нашей профессии легче всего уживаются пары, в которых оба супруга — сотрудники полиции. Им проще понять друг друга.

Гражданскому сложно объяснить, что приказ есть приказ и его надо выполнять в любое время. И в час ночи ты сидишь на работе, потому что заканчиваешь дело. Или, к примеру, оперативник сидит в засаде — он же не может в шесть часов вечера встать и сказать: "Все, я пошел домой"

Так и получается, что наши жены практически служат вместе с нами.

Инспектор по делам несовершеннолетних ОМВД России по району Зябликово Москвы Александра Грачева

О чувствах и эмоциях

Когда я пришла на должность инспектора по делам несовершеннолетних, думала, что с легкостью найду общий язык с подростками. Как же я ошибалась! Их поведение сложно предугадать, для них элементарная истина так же скучна, как мамины просьбы надеть шапку. Нужно суметь сделать так, чтобы эти непростые дети доверились тебе и, если что, попросили о помощи.

Сначала было трудно преодолеть эмоции: приезжаешь в квартиру по вызову, а там мать неадекватная, пьяная, и рядом с ней крошечный мальчишка — грязный, голодный и никому не нужный. После этого спокойно спать по ночам невозможно, поэтому включать чувства нельзя, иначе работа превратится в ад

И все же я не ошиблась в выборе профессии. Она очень многогранная и интересная. На наших плечах лежит ответственность за будущее поколение, ведь именно в подростковом возрасте формируется личность, дети учатся порядочности.

Подготовили Ирина Вельматова, Анна Романцева