17 марта 2017, 10:22

Жизненная необходимость: что вы могли не знать о снах

Артем Коротаев/ ТАСС
Репортаж с научного эксперимента со сном и рассказ сомнолога о том, чем чреваты недостаток сна и сменный график работы

Без еды человек может прожить 40 дней. Без сна — 11 суток. Лишение сна — одна из самых страшных пыток и даже возможный способ казни. В снах мы можем и отдыхать, и думать, и осмыслять опыт, полученный в течение дня. А еще сны и сновидения — предмет исследований. ТАСС пообщался с теми, для кого сон не просто ежедневная необходимость. 

Осознанные сновидения

Эксперимент в лаборатории нейробиологии сна и бодрствования Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН

"У нас сегодня аншлаг, — говорит Александр. — Научные сотрудники дерутся из-за матрасов". Матрасы в Лаборатории нейробиологии сна и бодрствования Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН — часть необходимого оборудования для экспериментов. В девять часов вечера субботы работа здесь в разгаре: сотрудники лаборатории укладывают добровольцев, чтобы понаблюдать за процессами, которые будут происходить с теми во сне.

Александр Миронов — аспирант лаборатории. Он изучает осознанные сновидения: особое состояние сознания, в котором человек видит сон, но при этом понимает, что спит, и может своим сном управлять. "Нам доступны любые фантазии, которые мы можем воплотить перед своими глазами, в 3D", — объясняет участник исследования Артем Синин, занимающийся осознанными сновидениями уже 15 лет. 

Исследователи просят не приравнивать осознанные сновидения к эзотерическим практикам. Они не имеют никакого отношения к выходам в астрал, колдовству и мистике. Это объективно существующее состояние сознания, которое знакомо многим из нас. Наверняка вам доводилось осознавать себя в кошмарах: во время такого сна многие постепенно начинают понимать, что находятся не в реальности, и делают над собой усилие, чтобы проснуться. Но, разумеется, осознанные сны — не обязательно истории про чудовищ. Примерно у 5% людей есть к ним естественная способность, остальные могут практиковаться и учиться. Лучше всего это получается у женщин: они чувствительнее к своим переживаниям, чаще фиксируют сны и больше о них думают. Длятся такие сновидения недолго, около двух минут, но вспоминать о них можно так, словно они длились полчаса. Опытные практики могут видеть осознанные сны несколько раз за ночь. Но чаще это все же удается два-три раза в неделю. 

Для чего нужны осознанные сны? Помимо того, что это просто интересный опыт (позволяющий пережить то, что недоступно в реальности), они могут помочь нам влиять на действительность. "Такие сны можно использовать для психологической работы над собой, — объясняет Артем. — Это похоже на автогипноз. В осознанном сне можно дать себе очень мощный заряд на любое настроение. В науке можно себя одарить небывалым вдохновением, в бизнесе — удачей, в отношениях — сексуальностью". Антон Таранов, младший научный сотрудник лаборатории, добавляет: осознанные сны могут помогать лечить психологические проблемы, например посттравматический синдром. Идеальный метод лечения: никаких побочных эффектов, как это бывает с таблетками. 

Исследователи прикрепляют к голове и телу Артема провода с датчиками. Он будет спать с электродами, чтобы Александр мог наблюдать электрическую активность мозга. К тому же исследователь будет наблюдать за Артемом через веб-камеру. Войдя в осознанный сон, доброволец подаст глазными яблоками условленные сигналы, которые считают приборы. Сигналы в таком сне можно подавать совершенно сознательно.

"Осознанное сновидение — состояние, в котором человек может очень ясно мыслить. Или прикладывать усилия к тому, чтобы очень ясно мыслить, — объясняет Александр. — Хотя вся физиология во время сна этому противоречит. Значит, у спящего должно работать в этот момент что-то, что делает его разумным человеком. Если мы поймем, что это, то сможем проверить, возможно ли поддержать эту активность в бодрствовании. И тогда мы поймем, могут ли обычные люди достигнуть уровня сосредоточенности опытных медитаторов". Пока до этого далеко: Александр лишь начинает наблюдать, что происходит с мозгом и телом человека в осознанном сне. 

Артем, обклеенный датчиками, ложится спать. Александр закрывает за ним толстую дверь, больше похожую на дверь какого-то бункера: неподалеку находится Институт космических исследований РАН, и такие двери делались для защиты от облучения. Все, что будет происходить с Артемом, Александр увидит на своем мониторе: "На одном эксперименте испытуемый ушел спать, а я видел на экране характерные движения глаз, — смеется он. — Я ему говорю: "Хватит пялиться в смартфон!" А он мне: "Как ты узнал?" Пока Артем засыпает. Эксперимент продлится до следующего утра. 

Проблемы сна в XXI веке

Роман Бузунов, президент Российского общества сомнологов, заслуженный врач России, профессор, доктор медицинских наук, о недостатке сна и выживании при сменном графике работы

Мы проводим во сне по несколько часов в сутки в течение всей жизни и, казалось бы, должны знать об этом состоянии все. Но это не так. Например, ученые до сих пор изучают то, как именно происходит процесс перехода от бодрствования ко сну. По статистике, 20% всех ДТП в Европе и США связаны с засыпанием водителя за рулем. В России таких подсчетов никто не ведет. Но, как утверждает Роман Бузунов, ежедневно на дороги Москвы и области выезжают порядка 10 тысяч водителей с тяжелой формой апноэ сна. Это болезнь, при которой у человека может быть 300–400 остановок дыхания за ночь. Они, в свою очередь, приводят к поверхностному сну. Человек с подобной проблемой способен засыпать на несколько секунд в течение дня, сам того не замечая.

Он может разговаривать с тобой и вдруг начать похрапывать. Ты ему говоришь: "Иван Иванович!" Он просыпается, ты его спрашиваешь: "Сонливость сейчас беспокоит?" — "Нет". То есть он этих выключений даже не осознает
Роман Бузунов

В Европе, если человек с таким заболеванием не лечится, его могут лишить водительских прав. В России человек часто даже не догадывается, что может представлять такую опасность.

Упрекать человека в том, что он любит поспать, совершенно бесполезно. Нужное лично вам количество сна зависит от генотипа и может варьироваться от четырех до 12 часов в сутки. Трудно поспорить с тем, что в современном мире успешнее оказываются те, кто спит мало. Но врачи предупреждают: экономить на сне — чревато. Накопив дефицит сна, человек становится недееспособным. Этот дефицит — три ваши суточные нормы сна, причем неважно, как именно вы "недоспали". То есть, например, если вам необходимо спать восемь часов в сутки, а вы спите по четыре, но спустя шесть суток дефицит составит 24 часа — и вы не сможете ни говорить, ни есть, ни работать, пока не отоспитесь.

Как понять, является ли желание спать по 12 часов в сутки потребностью организма или блажью? "Мы должны спать столько, чтобы ложиться и засыпать в течение 15 минут, — объясняет Бузунов. — А проснувшись, в течение 15 минут включаться в обычный рабочий график". Обычно мы сами чувствуем, сколько часов сна нам необходимо. Но если вы хотите это проверить, поставьте эксперимент: в течение недели спите по 7 часов в сутки и посмотрите на свое состояние. Чувствуете сонливость? Прибавьте еще час. Долго засыпаете и просыпаетесь раньше? Значит, вы из тех счастливчиков, что могут пожертвовать часом сна безо всяких последствий.

Самые распространенные проблемы со сном у современных людей — это храп и бессонница. При этом плохой сон периодически бывает у всех. Волноваться стоит, если вы плохо спите три и более ночей в неделю в течение месяца.

Еще одна сложность, с которой приходится справляться людям XXI века, — это специфические графики работы, в том числе ночные. Причем к исключительно ночной работе организм можно приучить. А вот сменный график (сегодня дневная работа, а завтра ночная) очень вреден. Организм быстро изнашивается, и через пять лет такой работы у вас обязательно обострятся хронические заболевания.

Главное, о чем советуют помнить специалисты, — качество сна и качество бодрствования неразрывно связаны. Чтобы хорошо заснуть, нужно устать, — это известно всем. Сон же позволяет нам отдохнуть не только физически: именно во сне мы оцениваем опыт, накопленный в течение дня. "Решить меньше спать — это все равно что решить меньше есть или пить меньше воды, — говорит Бузунов. — А еще лучше — меньше дышать".

Бэлла Волкова, Ольга Махмутова