Все новости

Историки из разных стран обсудили методики преподавания темы революции 1917 года в школах

По мнению преподавателей из России и Европы, при подаче материала необходимо избегать оценочных суждений

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 октября. /ТАСС/. Преподаватели истории из России и Европы обсудили в субботу на научно-практической конференции в Санкт-Петербурге методики преподавания школьникам истории русской революции 1917 года. Согласно общему мнению, высказанному участниками, при подаче учащимся материала о событиях тех лет важно избегать оценочных суждений, но необходимо рассказать о том, какой опыт можно извлечь из прошлого.

"При подаче материала о революции нужно акцентировать внимание на положительном опыте наших предков, который мы должны актуализировать и двигаться дальше. А уже выступать в роли судьи, кто что сделал не так, это менее продуктивно. Нас исторические события должны объединять, а не разделять", - рассказал ТАСС директор Павловской гимназии, преподаватель-историк Дмитрий Ефимов.

По его мнению, "к общему мнению, к огромному сожалению, мы не скоро придем, поскольку это событие очень грандиозное, и осмысление революции 1917 года проистекает из тех жизненных устремлений, которыми обладает каждый человек".

"На мой взгляд, мы должны так преподавать революцию 1917 года нашим детям, чтобы не повторилась такая беда, потому что она слишком дорого стоила нашей стране, повлекла очень много человеческих жертв. Второй момент - мы должны видеть в истории тот созидательный потенциал, с помощью которого мы сможем двигаться дальше", - отметил историк.

Иностранный подход менее эмоционален

Иностранные преподаватели на уроках о русской революции стремятся больше изложить факты, чем давать оценки. "Они подходят к этому вопросу с более холодным взглядом, инструментарием, чем мы. У российских учителей градус эмоциональности и вовлеченности в проблему выше", - рассказал ТАСС ведущий методист по истории и естествознанию корпорации "Российский учебник", учитель московской школы номер 627, автор учебных пособий Сергей Агафонов.

Но, по мнению российских преподавателей, в подходе иностранных коллег есть свои недостатки. "Они излагают факты так, как наши историки излагали их в 1970-1980-е годы. То есть они дошли в своих осмыслениях только до того, что наши историки уже давно прошли. Они забывают про внешнеполитический фактор, естественно, он не особо выгоден в восприятии событий революции 1917 года", - сказал Дмитрий Ефимов, анализируя выступление преподавателя из Нидерландов.

"Он сказал, что революция была закономерна, но я не услышал в его выступлении, что Россия в Первой мировой войне понесла основные тяготы и, по сути дела, надорвалась. А союзники - Англия и Франция - не особо ей помогли", - отметил руководитель Павловской гимназии.

История как спектакль

По мнению историков, сейчас подходящее время для того, чтобы попытаться устранить противоречия в подходе к историческим фактам и решить, как правильно их преподать молодому поколению.

"Столетие - это определенный рубеж: живых свидетелей тех событий не осталось, и теперь мы имеем дело с историческим фактом самим по себе. Настает пора объективно сформировать представление о нем. Самое главное - понять, как преподавать историю революции в школе, какие ресурсы, какие учебники для этого привлекать, какие методы использовать", - отметил Сергей Агафонов.

Он рассказал, что некоторые преподаватели применяют оригинальные методы подачи материала, например, рассказывают о тех событиях, используя в качестве иллюстрации стихи той эпохи и старые фильмы. В одной из петербургских школ учащиеся параллельно с освоением материала готовят спектакли об изученных исторических событиях.

Конференция

Научно-практическую конференцию "Революции в современной истории: факты, интерпретации, образовательные стратегии. Трудные вопросы истории" организовали Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования и "Павловская гимназия" №209 при участии корпорации "Русский учебник".

В ней приняли участие около 250 ученых и историков, преподавателей истории из России, Нидерландов, Швейцарии, Франции, Германии, Италии, Финляндии.